Сегодня во многих странах отмечают Всемирный день без автомобиля. Его цель - напомнить о вреде избыточного использования машин и призвать пересесть на общественный транспорт, велосипед или пройтись пешком.
Наши корреспонденты вышли на улицы Москвы и узнали у людей, готовы ли они провести день без авто:
"Прогулялся бы, наверное, по Москве, как минимум".
"Без автомобиля легко. Можно покататься на кораблике по набережной, посмотреть на красивую солнечную Москву".
"Без автомобиля я не могу. Потому что я уже привык к автомобилю, мне так быстрее передвигаться по городу и экономлю свое время".
"Я бы съездила куда-нибудь в центр, а в центре я на машине ездить не люблю из-за пробок, поэтому я бы поехала общественным транспортом".
"Вообще, абсолютно бы с удовольствием бросил свой автомобиль ради простой прогулки в лесу с семьей".
Эколог-эксперт Антон Ястребцев в беседе с Авторадио также рассказал, как повлияет отказ от авто на окружающую среду:
"Если действительно люди откажутся от автомобилей на один день, то изменения заметны будут сразу. Во-первых, в городах станет резко тише, потому что шум в городах связан с движением автотранспорта, с работой двигателя внутреннего сгорания, с перемещением автомашины по асфальту. Во-вторых, конечно, станет гораздо чище воздух. 85-90% загрязнений воздуха обеспечивается автотранспортом. Не станет запаха несгоревшего топлива, то есть выхлопов. Станет меньше угарного газа в воздухе, то есть меньше будет голова болеть. Уменьшится содержание взвешенных частиц воздухе, попросту говоря, пыль, которой мы дышим. В городах, когда двигается автотранспорт,туда добавляется еще сажа. Канцерогенные вещества, тяжелые металлы. За один день, надо сказать, концентрация взвешенных частиц воздуха понизится, если убрать автотранспорт".
В рамках праздника в разных городах проходят велопробеги, спортивные матчи и тест-драйвы экологичного транспорта.
Отказываться от праворульных машин в России не стоит - такое мнение высказал депутат Госдумы Николай Новичков, передаёт ТАСС. По словам парламентария, такие автомобили стали частью повседневной жизни жителей Сибири и Дальнего Востока, а данные о повышенной аварийности отсутствуют. Он отметил, что разговоры о запрете вызывают социальное напряжение в регионах. Депутат добавил, что со временем праворульных машин станет меньше естественным образом за счёт развития отечественного автопрома. Ранее глава экономического комитета Совфеда Андрей Кутепов предлагал поэтапно заменить такие машины «на более безопасные транспортные средства».
Председатель Комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослав Нилов предложил разрешить региональным властям самостоятельно оформлять нарушения за незаконную парковку на местах для инвалидов и эвакуировать такие автомобили, пишет «Парламентская газета». Сейчас этим занимаются только сотрудники Госавтоинспекции, и даже в крупных городах у местных властей нет полномочий вмешиваться. Инициатива направлена на то, чтобы эффективнее защищать права людей с инвалидностью.
Этим летом россияне стали активнее интересоваться не только базовыми курсами вождения, но и дополнительными занятиями для уверенности за рулём, пишут «Известия». По данным аналитиков, спрос на обучение вождению в июне-августе вырос на 16% по сравнению с прошлым годом. Особенно популярными стали уроки по маневрированию, парковке и контраварийному вождению. Люди также всё чаще ищут занятия для отработки маршрута «дом-работа» и подготовки к экзаменам. В целом предложения на рынке растут вместе со спросом. Эксперты отмечают, что интерес к категориям А и B тоже заметно увеличился: россияне чаще ищут курсы для мотоциклов и легковых машин, тогда как обучение для категории С подешевело и стало доступнее.
В России могут начать поэтапно заменять праворульные автомобили на более безопасные транспортные средства. С такой инициативой выступил глава экономического комитета Совета Федерации Андрей Кутепов. Он предложил ввести государственные программы субсидирования для тех, кто захочет обменять свой праворульный автомобиль на новый. При этом процесс должен быть постепенным и сопровождаться развитием сервисной инфраструктуры, пишет Москва24. Ранее сообщалось, что планируемое увеличение утильсбора может привести к подорожанию импортных автомобилей премиум-сегмента до 50%. Эксперты опасаются, что это вызовет дефицит таких марок на российском рынке.
Региональные власти могут получить право эвакуировать автомобили, незаконно занимающие парковки для инвалидов. Соответствующий законопроект направлен в правительство на рассмотрение, пишет "Российская газета". Сейчас борьбой с такими нарушениями занимается только Госавтоинспекция, но её ресурсов часто не хватает. Депутаты предлагают передать эти полномочия местным администрациям, как это уже сделано с другими видами неправильной парковки в городах федерального значения. Инициатива призвана защитить права людей с ограниченными возможностями, которые часто не могут найти свободное место даже у медицинских учреждений. Если законопроект одобрят, регионы смогут более оперативно реагировать на нарушения и освобождать специальные парковочные зоны.
Национальный автомобильный союз предложил правительству вернуть возможность самостоятельной подготовки к экзаменам на водительские права. С соответствующей инициативой выступил президент НАС Антон Шапарин. По мнению авторов идеи, это повысит качество обучения. Они ссылаются на рост числа ДТП с участием несовершеннолетних. Также предлагается изучать правила дорожного движения в школах в рамках курса ОБЖ, пишут Вести. Сейчас готовиться к экзаменам можно только в автошколах. Предложение направлено председателю правительства Михаилу Мишустину.
Минтранс России официально опроверг планы введения повсеместной платы за проезд по автомобильным дорогам. С заявлением выступил представитель ведомства Николай Шестаков. Его слова приводит "Российская газета". Ранее в СМИ появилась информация о возможном таком шаге к 2030 году, которую высказал один из экспертов Росавтодора. В Министерстве транспорта подчеркнули, что это было личное мнение участника дискуссии, а не официальная позиция. Инициатива не поддерживается министерством и не рассматривается.
Росстандарт сообщил об отзыве почти 18 тысяч автомобилей Geely Emgrand, реализованных с ноября прошлого года по настоящее время, передаёт «Комсомольская правда». Причиной стали возможные проблемы с топливным баком. В редких случаях при длительной работе двигателя бак может деформироваться, а детали топливного насоса - задевать его внутреннюю поверхность. Это может привести к повреждениям. Владельцев пригласят в дилерские центры, где автомобили бесплатно проверят и при необходимости устранят неисправность.
Лидером рынка подержанных автомобилей вновь стала Lada 2107. В августе россияне приобрели 13,5 тысячи таких машин, сообщают «Известия» со ссылкой на агентство «Автостат». Второе место заняла Kia Rio, третьим стал Hyundai Solaris. В пятёрку также вошли Ford Focus и Lada Samara-2. Эксперты отмечают, что спрос на «семёрку» продолжает расти, тогда как у ряда иномарок продажи снижаются. В целом по итогам месяца лидерство на вторичном рынке сохраняет марка Lada - россияне купили почти 138 тысяч подержанных авто этого бренда.
На начало 2025 года более 70% автомобилей в России оказались старше десяти лет. Об этом говорится в документе правительства, с которым ознакомилось агентство ТАСС. Всего таких машин в стране больше 40 миллионов. Для сравнения, в 2015 году доля старых легковушек составляла лишь 48%. При этом в 2025-м средний возраст машин на вторичном рынке достиг 15,5 лет. На фоне стареющего автопарка продажи подержанных легковушек в августе составили 565 тысяч штук - это чуть больше, чем годом ранее. А число объявлений о продаже машин выросло на 22%. Чаще всего россияне выставляют на рынок японские и немецкие автомобили.
Минтранс предлагает закрепить на законодательном уровне бесплатную парковку у жилых домов. Сейчас правила сильно отличаются от региона к региону. Как пишет «Коммерсантъ», в ведомстве считают, что нужно чётко определить, что такое резидентное разрешение и как его оформлять, чтобы избежать хаоса со стоянками рядом с домами и школами. Идея обновить нормы появилась после инициативы партии «Новые люди», которые предлагали разрешить бесплатную парковку у школ 1 сентября. Эксперты отмечают: при подготовке законопроекта важно учитывать, что ситуация в регионах отличается от столичной, и нужен гибкий подход.
Автоюристы рассказали, как россияне могут получить красивый номер для автомобиля. По словам специалистов, есть два законных способа. Первый - при продаже машины сохранить номер за собой. В этом случае он остаётся закреплённым за владельцем и хранится до года. Второй вариант - купить старый автомобиль с красивыми номерами, подать заявление на их замену и утилизировать машину. Тогда номерные знаки можно оформить на новый транспорт, передаёт РИА Новости. Отдельно приобрести номер официально пока нельзя. Ранее Владимир Путин одобрил идею продавать «красивые» номера через портал «Госуслуги», но решение ещё не принято.
На рынке новых автомобилей сокращаются скидки, сообщает «Авто.ру». В третьем квартале медианный размер дисконта от официальных дилеров снизился до 21%, тогда как летом он превышал 23%. Всё чаще машины продают вовсе без скидок: если весной без дисконта было около 9% объявлений, то к сентябрю их стало больше 13%. Эксперты объясняют тенденцию уменьшением запасов прошлогодних машин и оживлением спроса после снижения ключевой ставки. При этом специалисты отмечают, что ближайшие месяцы могут стать самым выгодным временем для покупки автомобиля.
Ремонт японских автомобилей этим летом стал самым дорогим в России - в среднем почти 190 тысяч рублей, сообщает РИА Новости. Сильнее всего за год выросли расходы на обслуживание европейских машин - более чем на 11%. Ремонт отечественных авто подорожал на 7,5%, до 77 тысяч. А вот обслуживание американских и китайских моделей, наоборот, стало дешевле - на 5 и 9% соответственно.
Спрос на машины из-за рубежа в России за неделю вырос в три раза. Как отмечает «Газета.Ru», причина - в ожидаемых изменениях расчёта утильсбора. По словам специалистов, оформить и выкупить машины по старым правилам можно будет лишь в ближайшие недели. Затем риски увеличения суммы сбора лягут на покупателей. Эксперты предупреждают, что в первую очередь подорожают популярные кроссоверы и внедорожники, а также гибриды и электромобили мощностью больше 160 лошадиных сил. С 1 ноября льготные ставки сохранятся только для более скромных по мощности машин, остальные будут облагаться коммерческим тарифом.
Депутаты предложили разрешить мотоциклистам, владельцам мопедов и транспорту, перевозящему инвалидов, ездить по выделенной полосе. Как сообщает «Парламентская газета», такой законопроект внесли в Госдуму сегодня. Сейчас выезд на «выделенку» является нарушением правил и влечёт за собой штраф или лишение прав. По закону пользоваться такой полосой могут такси с лицензией, автобусы, перевозящие детей, а также велосипедист - при условии, что полоса расположена справа. Авторы инициативы считают, что новые поправки помогут разгрузить дороги и сделать использование выделенных полос более эффективным.
Эксперты в сфере транспорта предлагают смягчить новые требования о локализации такси. Как пишет ТАСС, специалисты считают, что такие нормы не стоит распространять на водителей, которые работают на личных автомобилях. По их мнению, это ограничивает использование машины для семьи и может привести к оттоку части водителей из отрасли. Ранее «Коммерсантъ» сообщал, что уход таксистов способен снизить доступность перевозок, особенно в небольших городах. При этом прогнозируется, что в ближайшие два года, поездки в крупных городах могут подорожать ещё на 20–30%.
В октябре на российских заправках ожидается новый рост цен на бензин. Как пишет «Газета.Ru» со ссылкой на экономистов, литр АИ-92 может подорожать на 2–4% и стоить около 60–62 рублей. АИ-95 прибавит в цене 3–5% и достигнет 65–68 рублей. Эксперты отмечают, что рост будет постепенным, без резких скачков. Цены подталкивают рекордные биржевые котировки, повышение акцизов с начала года и перебои с поставками из-за ремонтов нефтеперерабатывающих заводов. В годовом сравнении повышение окажется заметнее: АИ-92 поднимется примерно на 9%, а АИ-95 - до 12%. При этом временные ограничения экспорта, помогают сглаживать ситуацию. Поэтому октябрьское удорожание рассматривается скорее как планомерное удорожание, а не как ценовой шок.
На российском рынке автомобилей стало проще взять кредит. Как сообщает Авто.ру, этим летом уровень одобрения заявок на новые машины вырос до 75% - это на 4 пункта больше, чем весной. Средний кредит поднялся до 1 миллиона 750 тысяч рублей. В сегменте подержанных авто тоже зафиксирован рост: заявки одобряли в 57% случаев против 49 весной, а средний займ составил 1 миллион 350 тысяч. Эксперты объясняют динамику снижением ставок и действием программ господдержки, но подчёркивают, что серьёзного скачка рынка пока не ожидается.
Продажи новых легковых автомобилей в России в следующем году могут вырасти на четверть, сообщает газета «Ведомости». По прогнозам экспертов, объём рынка достигнет полутора миллионов машин, что приблизит показатели к уровню 2024 года. Аналитики отмечают, что восстановление рынка станет возможным при отсутствии новых экономических потрясений и при дальнейшем снижении ключевой ставки. Рост также объясняют эффектом низкой базы: в этом году продажи заметно просели, поэтому в следующем ожидается более выраженный подъём.
В МВД отмечают тревожную тенденцию: с начала года стало больше аварий с участием несовершеннолетних мопедистов. Количество ДТП выросло почти на 4%, а число погибших детей - более чем на треть. В России управлять мопедом можно с 16 лет при наличии прав категории «М», но их почти никто не получает. В итоге многие подростки ездят без документов, а техника нередко не соответствует классу мопеда.
Об этом в беседе с Авторадио рассказал главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков:
"Родители покупают мопеды своим детям, что на самом деле хорошо, потому что хорошо, когда ребята занимаются техникой. Кому-то покупают мопед как мопед, какой-то легкий скутер, кому-то покупают битбайк, подразумевая, что это мопед, хотя это не совсем именно это. Кто-то покупает мопед с переделанным двигателем, фактически это уже не мопед по мощности о мотоцикл. Ребята садятся на такую технику и это хорошо, но то, что они не всегда дают себе отчет в том, где можно ездить, как можно ездить, и не дают себя отчет в том, что дорога это место опасное, отсюда у нас, собственно говоря, и рост вот таких ДТП".
Эксперт уточнил, что в последнее время за такое нарушение не просто штрафуют, а подводят под уголовную статью:
"Сейчас все больше обороты набирает практика, когда родители не просто там штрафуют как раньше на 500 рублей, а уже зачастую подводят под уголовную статью, потому что это очень опасно передавать транспорт лицам, которые не имеют права управления таким транспортом. И уже есть прецеденты, когда взрослых, но фактически в том числе и родителей, осуждают по уголовной статье".
В Следственном комитете уже предлагают усилить ответственность родителей за передачу техники детям.
В Совете Федерации опровергли информацию о старте с 1 ноября выявления машин без полиса ОСАГО через камеры. Об этом Авторадио рассказал первый зампред комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин:
"Информация о том, что с 1 ноября в России в автоматическом режиме начнется выявление автомобилей без полиса ОСАГО преждевременна. На данный момент вопрос находится на стадии обсуждения, и официальных решений о запуске такого механизма пока не принято. Важно подчеркнуть, что речь не идет о привлечении автовладельцев к административной ответственности в автоматическом порядке. В первую очередь необходимо проработать технические и организационные аспекты, обеспечить корректный обмен данными и надежность фиксации".
Напомню, что с 1 марта 2025 года в России полис ОСАГО перестал быть обязательным документом при регистрации автомобиля в Госавтоинспекции. Одновременно планировалось запустить проверку наличия таких полисов с помощью дорожных камер, но старт эксперимента сдвигался уже несколько раз.
Весной следующего года в России вступает в силу закон о локализации такси. По оценкам экспертов, из-за него отрасль могут покинуть до 200 тысяч водителей, то есть примерно каждый пятый. Об этом пишет «Коммерсантъ». Причина в том, что многие таксопарки и самозанятые водители не смогут выполнить требования к локализованным машинам. Сейчас в работе более 700 тысяч авто, принадлежащих физлицам, и почти 80% из них не подходят под новые нормы. В объединении самозанятых отмечают, что заменить такие машины будет сложно: российские модели стоят дорого, а программы льготного кредита или лизинга доступны не всем. Согласно предварительному списку Минпромторга, к работе в такси могут допустить модели Lada, «Москвич», Evolute, а также Haval, Solaris и Sollers.
В России готовят запуск системы автоматической проверки полисов ОСАГО через камеры. Как сообщает РИА Новости, в первую очередь контроль появится в крупных городах, а также на федеральных и региональных трассах. Сейчас дорабатывается законодательная база. В проекте предлагается, чтобы штраф за отсутствие полиса фиксировался не чаще одного раза в сутки. Ранее сообщалось, что эксперимент могут начать уже 1 ноября. Однако в Совете Федерации подчеркнули, что говорить о конкретных сроках пока рано. Сенатор Артём Шейкин отметил, что вопрос остаётся на стадии обсуждения, и окончательное решение о запуске системы ещё не принято.
В России обсуждают необходимость ужесточения наказаний за ряд нарушений правил дорожного движения. Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин отметил, что особое внимание нужно уделить непристёгнутым ремням безопасности и неправильному использованию детских кресел.
Подробнее об этом эксперт рассказал Авторадио:
"Безусловно ответственность за не пристёгнутый ремень нужно ужесточать многократно, потому что очевидно, что нынешние копеечные штрафы не останавливают. Штраф как минимум 5000 рублей за первое нарушение и 15 000 за второе, был бы, конечно, ощутимым. То же самое касается и детских кресел. Родители не пристегивают их должным образом, сажают в какие-то имитаторы нормальных кресел и так далее. Здесь, соответственно, тоже нужно ужесточать многократно. И на самом деле нужно задуматься даже о лишении права на управление транспортным средством. Одновременно нужно задуматься о том, чтобы запретить всякие разные заменители тонировки. Всякие шторки и так далее, которые клеят на лобовое стекло, на боковые стекла. Конечно, нужно прекращать такое".
Напомню, что этим летом правила перевозки детей в автомобилях уже изменились. С 26 июля под запретом оказались так называемые бескаркасные кресла и адаптеры ремней. За нарушение предусмотрены штрафы от трёх до ста тысяч рублей. А за непристёгнутый ремень водитель рискует заплатить тысячу рублей, причём неограниченное количество раз за день.
На первом пленарном заседании осенней сессии Госдума рассмотрит законопроект об увеличении штрафов за нарушение правил перевозки детей. Для водителей сумма может вырасти с трёх до пяти тысяч рублей, для должностных лиц - с 25 до 50 тысяч, а для юридических лиц - со 100 до 200 тысяч рублей, сообщает «Парламентская газета».
Густой дым от ландшафтных пожаров в Ростовской области мешает водителям передвигаться по автодороге "Ростов – Азов". В связи с этим Госавтоинспекция региона сообщила в своем Telegram-канале о временном перекрытии участка с первого по 17 километр. Отмечается, что на данном участке трассы работают экипажи ДПС. Транспорт пускается в объезд по старому направлению автодороги "Ростов-Азов", пишут Вести. Водителям следует держать безопасную дистанцию в пути и боковой интервал.
Вопрос выявления в автоматическом режиме автомобилей без полиса ОСАГО находится на стадии обсуждения, официальных решений о запуске механизма пока нет. Об этом сегодня заявил первый зампред Комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин. Его слова приводит "Парламентская газета". Ранее в СМИ появилась информация, что в России с 1 ноября начнут автоматически фиксировать нарушения за отсутствие полиса ОСАГО с помощью камер. Сенатор назвал эту информацию преждевременной.
С 1 марта 2025 года в России полис ОСАГО перестал быть обязательным документом при регистрации автомобиля в ГИБДД. Одновременно планировалось запустить проверку наличия таких полисов с помощью дорожных камер, но старт эксперимента сдвигался уже несколько раз.
Перед Крымским мостом полностью ликвидированы автомобильные очереди к пунктам досмотра. Как уточняет «Российская газета», в начале сентября пробки возникали как со стороны Крыма, так и со стороны Тамани, однако в ночь на понедельник ситуация значительно улучшилась. Инфоцентр по освещению ситуации на подходах к мосту сообщил, что движение сейчас идёт без задержек.
Этим летом в России вырос оборот в сегменте автопроката. Он прибавил 24%, а число транзакций увеличилось на четверть. При этом средний чек остался прежним - чуть больше трёх тысяч рублей, передаёт ТАСС. Параллельно активно развивался рынок такси. По данным исследования, оборот в этой сфере вырос в полтора раза, а число оплат удвоилось. Эксперты объясняют это ростом внутреннего туризма: многие россияне предпочитают путешествовать на машинах. В то же время продажи новых легковых авто в августе сократились почти на 18%. По информации аналитиков, на рынке продолжает лидировать Lada, а самым популярным иностранным брендом стал Haval.
С 1 ноября водителей без полиса ОСАГО начнут выявлять автоматически с помощью дорожных камер. По данным РИА Новости, система будет сверять данные машин с базами страховщиков, и отсутствие страховки станет сразу заметным. Автоэксперты отмечают, что технически такую проверку провести проще всего. При этом реализация решения выгодна и страховым компаниям, так как водителям придётся оформить все необходимые документы. Ранее сообщалось, что в России снизилась средняя стоимость ОСАГО. Этому фактору не помешали колебания цен на автозапчасти и значительный рост средней выплаты. По последним данным, число аккуратных водителей, избегающих аварий, становится всё больше.
В ближайшие выходные сотрудники Госавтоинспекции проведут масштабные рейды по всей стране. Как пишут «Известия», особое внимание уделят поиску водителей в состоянии опьянения. Ведомство напоминает: за такое нарушение грозит лишение прав на срок до двух лет и крупный штраф. А в ряде случаев наступает и уголовная ответственность. Инспекторы подчёркивают, что нетрезвый водитель представляет серьёзную угрозу для всех участников движения, и просят граждан сообщать в полицию, если за руль садится человек в состоянии опьянения.
В современных автомобилях производители предлагают десятки дополнительных функций. Но далеко не все из них полезны, а порой они даже снижают комфорт и приводят к лишним тратам.
Автоэксперт Василий Кисенков рассказал Авторадио, на каких опциях можно сэкономить без ущерба для автомобиля:
"Допустим, можно приобрести автомобиль без дверных доводчиков. Потом уже в процессе эксплуатации автомобиля их доустановить. Зачастую такие функции, которые вы устанавливаете позже - которые не установлены заводом-изготовительным - они выходят на 30% дешевле. Можно отказаться от панорамной крыши. Стоимость данной функции стартует от 150 тысяч рублей, а зачастую стоит в районе полумиллиона. Функции как электропривод сидений или память сидений - стоят дополнительно на автомобиль от 60 тысяч рублей только за одно сидение. Оклейка автомобиля у официального дилера будет стоить на 20-30% дороже, нежели просто у профильного сервиса, который занимается именно детейлингом и оклейкой пленкой. Причем самое интересное - официальный дилер приглашает этот сторонний сервис для оклейки к себе".
К ненужным опциям водители также относят кожаную отделку панели, которая со временем деформируется, премиальные аудиосистемы, теряющие звучание на трассе, активные спойлеры, снижающие комфорт, и сенсорные панели, отвлекающие от дороги.
Минпромторг предложил изменить порядок расчёта утилизационного сбора для автомобилей. С 1 ноября следующего года при расчёте платежа предлагают учитывать не только объём, но и мощность двигателя, пишет "Парламентская газета". Согласно проекту постановления, базовая ставка будет зависеть от типа и объёма двигателя, а мощность будет влиять на повышающий коэффициент по прогрессивной шкале. В министерстве пояснили, что действующие правила не учитывают высокомощные транспортные средства с малым объёмом двигателя, включая электромобили и гибриды. Новый подход сделает расчёт сбора более справедливым.
На федеральной трассе «Скандинавия» в Ленинградской области открыто движение по шести полосам. Расширенный участок дороги запустили между посёлками Гаврилово и Гончарово в Выборгском районе, сообщается в телеграм-канале Росавтодора. Отмечу, что трасса «Скандинавия» соединяет Санкт-Петербург с Выборгом, северо-запад — с дорогой М-10 «Россия», а также входит в азиатский маршрут AH8. В ней есть огромный потенциал и для туризма, и для развития бизнеса, и для комфортных внутренних поездок.
Автомобили «Москвич», Haval, Solaris, Evolute, Sollers, Voyah и Lada могут быть включены в список транспортных средств, разрешенных для работы в такси. Об этом пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на источники. Для регистрации машины в реестре такси необходимо выполнение некоторых условий. В частности, количество баллов по локализации должно быть не менее 3,2 тысячи, как установлено для госзакупок.
В конце мая Владимир Путин подписал закон о локализации автомобилей для такси. Он вступит в силу 1 марта 2026 года, но в некоторых регионах он начнет действовать с отсрочкой. В частности, в Калининградской области и Сибирском Федеральном округе новые правила начнут действовать с 2028 года, а на Дальнем Востоке – с 2030 года. При этом автомобили, зарегистрированные в региональных реестрах до этой даты, сохранят право работать в такси и после нововведений.
Средний чек по обслуживанию китайских автомобилей в России по итогам восьми месяцев 2025 года вырос на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и составил 9,4 тыс. рублей. Об этом говорится в исследовании международной сети автосервисов Fit Service, передает ТАСС. При этом обслуживание китайских автомобилей для их владельцев обходится дешевле. Эксперты отмечают, что российский парк автомобилей стареет и его средний возраст уже превышает 15 лет, в то время как парк китайских машин активно обновляется, и новых автомобилей в нем больше, чем старых. Добавлю, в пятерке лидеров по количеству визитов в сервисные центры остались такие бренды как: Chery, Geely, Haval, Lifan и Great Wall.
В России выросло число ДТП, случившихся по вине мотоциклистов. Об этом пишет «Ъ», со ссылкой на статистику Госавтоинспекции. С начала года зафиксировано более 4,3 тыс. таких аварий — почти на 9% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Количество погибших и пострадавших в этих авариях тоже растет. Опрошенные «Ъ» эксперты видят причину в росте популярности мотоциклетной техники, включая питбайки.
В российских городах-миллионниках массово закрываются автосалоны. С начала года их число сократилось в среднем на 9%, а в некоторых городах - почти на треть. Больше всего точек закрылось в Ростове-на-Дону, Воронеже и Волгограде. А меньше всего пострадали Уфа и Краснодар. Как отмечают автобизнесмены, в беседе с газетой «Коммерсантъ», это не временная мера, а часть общей стратегии. Одни салоны закрывают, другие открывают. Если раньше многие франшизы приносили прибыль, то сейчас они работают в ноль или даже с убытками. Главной причиной называют высокую ключевую ставку, которая серьёзно осложняет бизнес.
Сегодня в России отмечают День трезвости. Праздник учредили ещё в начале прошлого века, а в современной истории традицию возродили в 2005 году. Сейчас в разных регионах проходят спортивные акции, благотворительные забеги и тематические выставки. Главная цель праздника - напомнить о ценности здорового образа жизни и о том, к чему может привести злоупотребление алкоголем.
Но главная опасность в повседневной жизни - это вождение в нетрезвом виде. Чем это чревато, Авторадио рассказал основатель коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин:
"Последствия могут быть самые печальные. От совершения ДТП с причинением тяжелого ряда здоровью как себе пассажирам, так и пешеходам. И с юридической точки зрения это, наверное, самое, как мне кажется, неприятное наказание. Это лишение права управления. Теперь у нас некоторых пор лишают на больший срок, от полутора до двух лет. Ну и штраф теперь уже не 30 тысяч рублей, как это было раньше, а теперь уже и 45 тысяч рублей".
Также эксперт уточнил, какая максимальная погрешность может быть у прибора:
"Количество алкоголя выдыхаемого в воздухе измеряется в миллиграммах на литр выдыхаемого воздуха. Поэтому 0,16 миллиграммов это погрешность прибора. Если алкометр показал 0,16, ну значит можно спокойно выдохнуть, но уже не в алкотестер".
Эксперты подчёркивают: даже при существующих допустимых нормах лучший способ обезопасить себя и окружающих - вовсе не садиться за руль после употребления спиртного.
В России обсуждают возможность лишать водительских прав, если у водителя выявят депрессию или другие психические расстройства. В этом случае действие удостоверения предлагают временно приостанавливать, а данные о состоянии здоровья передавать инспекторам через базу Минздрава. На лечение и подтверждение восстановления может отводиться месяц, после чего информация поступит в МВД.
Автоюрист Лев Воропаев рассказал Авторадио, как будет работать эта система:
"Гражданин обращается в медицинское учреждение в любое. Предполагается самостоятельное обращение. Если у него устанавливают такой диагноз как депрессия, либо другие схожие, скажем так, заболевания - данный диагноз вносится в соответствующую базу, к которой будут иметь доступ сотрудники Госавтоинспекции. Они будут приостанавливать действие права управления. Сейчас все работает через прокуратуру и судебное разбирательство. Если у человека есть соответствующий диагноз - действие водительского удостоверения у гражданина прекращается. Эту систему пытаются модернизировать".
При этом уточняется, что если депрессивное состояние выявили на приеме у врача, не связанного с водительской комиссией, это не станет основанием для ограничений. Новый порядок призван сократить бюрократические процедуры и повысить безопасность на дорогах.
В Совете безопасности обсудили новые меры для снижения аварийности. Как сообщает «Парламентская газета», на заседании межведомственной комиссии предложили усилить ответственность за опасные нарушения правил дорожного движения. Речь идёт о поправках в уголовное и административное законодательство, которые должны повысить уровень безопасности на дорогах и защитить жизнь водителей и пешеходов. Кроме того, комиссия одобрила проект стратегии до 2030 года и на перспективу до 2036-го. В документе предусмотрены меры по устранению аварийно-опасных участков, поддержанию дорог в хорошем состоянии и своевременному оказанию помощи пострадавшим в ДТП.
Автопроизводители предлагают изменить правила начисления утилизационного сбора. Сейчас он зависит от объёма двигателя, из-за чего бюджетные седаны и дорогие кроссоверы облагаются одинаковыми платежами. В объединении считают, что сбор нужно привязать к мощности мотора, а льготы для физлиц отменить, так как ими пользуются для «серого» импорта.
Ситуацию в беседе с Авторадио прокомментировал президент Союза автомобильных дилеров Вячеслав Жигалов:
"Там утиль сбора практически не платится, там порядка 3-4 тысяч рублей в сезон составляет. И на это сразу указывали все эксперты, когда Минпромтор только планировал еще введение прогрессивного такого процесса повышения утиль сбора до 30-го года. Поскольку сейчас это превратилось уже в такую полноводную реку импорта новых автомобилей за границей в адрес вот этих самых физических лиц. Все же понимают, что все равно это остался бизнес в руках тех же самых компаний, которые раньше импортировались самостоятельно, а теперь просто так сказать оказывают услуги по доставке покупателям их автомобилей. Ничем это не отличается, кроме такой вот формальной схемы импорта. Если предложение вот именно в этом заключается, то я его поддерживаю, конечно, потому что мы на рынке должны все находиться в равных условиях".
При этом эксперты отмечают, что даже с изменениями ситуация на рынке кардинально не изменится - многие покупатели по-прежнему будут отдавать предпочтение западным маркам.
В Госдуме предложили усилить контроль за тем, как автошколы обучают будущих водителей первой помощи. Зампред комитета по охране здоровья Бадма Башанкаев отметил, что такие занятия нередко проводятся формально или вовсе игнорируются. По его словам, при правильном обучении ежегодно удавалось бы спасать до 150 тысяч жизней. Сейчас вместе с МЧС и МВД готовится инициатива: Госавтоинспекция сможет проверять такие уроки по фото- и видеозаписям.
О том, что именно должен знать водитель, Авторадио рассказала тренер по первой помощи экспертно-методического центра Российского Красного Креста Анна Ярлыкова:
"У нас есть четкие рекомендации по этой аптечке. И вот то, что в аптечке находится, надо уметь этим пользоваться. То есть если лежит кровоосстановивающий жгут, то надо уметь его правильно накладывать и хранить тоже следует верно. Другие перевязочные средства, способы наложения, давящие повязки. Это немаловажный тоже навык. Просто даже как перевернуть человека, если он без сознания, положить его в боковое положение. Словом, минимальные какие-то взаимодействия. И даже как вызывать и как действовать в ситуации, когда кому-то потребовалась первая помощь. Всему этому необходимо обучаться".
Эксперт уточнила, что в аптечке должны быть: маски, перчатки, перевязочные материалы: бинты, салфетки, пластырь, жгут. Также устройство для искусственного дыхания, термоодеяло, многоразовые медицинские ножницы, блокнот с маркером и подробная инструкция.
Средняя стоимость обучения в российских автошколах за семь месяцев 2025 года увеличилась на 20,2% по сравнению с тем же периодом в прошлом году. Такие данные привели аналитики, основываясь на анализе информации Росстата. Начальный курс вождения легкового автомобиля, по данным на июль 2025 года, в среднем составил 44 тысячи рублей, пишет «Газета.ру». Дороже всего подготовка обойдется жителям Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов — там за обучение придется заплатить от 60 тыс. до 65 тыс. рублей. Доступнее всего пройти подготовку в автошколах Приволжского и Северо-Кавказского округов — от 16 тыс. до 24 тыс. рублей. В Москве такой курс вождения стоит в среднем 46,7 тыс. рублей.
В России стремительно сокращается число автосалонов. По данным Forbes на начало сентября, в среднем по стране их стало меньше на 9%. В крупных городах ситуация ещё серьёзнее. Так, в Ростове-на-Дону закрылся почти каждый третий салон. Следом идут Воронеж, Волгоград и Самара. Не избежали этой участи Москва и Петербург. Там прекратили работу более 10% дилерских центров. Среди основных причин эксперты называют низкий спрос, растущие цены на машины и высокие кредитные ставки. Ранее сообщалось, что до конца года может закрыться каждый десятый автодилер в стране
Более десяти регионов России столкнулись с проблемой дефицита топлива и вынужденной приостановкой деятельности независимых АЗС. Проблемы отмечаются на Дальнем Востоке, Саратовской, Нижегородской, Ростовской, Рязанской областях и в Крыму, выяснили «Известия».
В некоторых СМИ ситуацию назвали кризисом топливного рынка. Однако эксперт топливного рынка Анастасия Бунина в беседе с Авторадио рассказала, что это временная ситуация. Называть ее кризисом категорически неправильно.
«У нас с топливом все стабильно, за исключением только остановок ремонтных на некоторых заводах, в том числе в связи с тем, что на них были атаки беспилотных вражеских аппаратов. Более того, для внутреннего рынка на сегодняшний день есть вполне достаточно резервных запасов, которые, собственно говоря, покрывают потребности внутреннего рынка. И говорить о том, что у нас кризис на сегодняшний день, категорически нельзя. Его нет. Это просто ситуация паническая, связанная с тем, что оптовые закупки, цены оптовые, летели достаточно высоко. И, конечно же, у некоторых независимых АЗС на сегодняшний день, тех, которые во всяком случае не имеют, допустим, контракта с вертикально интегрированными структурами на поставку нефть продуктов, да, у них есть сложности».
Одна из причин увеличения цен на бензин - чина - это рост курса доллара, который наметился со 2 сентября. В такой ситуации, чтобы защитить интересы граждан России, власти обычно вводят временный запрет на поставки нефти за рубеж, вынуждая экспортёров сбывать ресурсы на внутреннем рынке, где главенствует рубль. Обычно это приводит к снижению цен.
Во всём мире рынок электромобилей стремительно растёт. В Китае они уже обогнали машины с традиционными двигателями, заняв больше половины продаж новых авто. В Европе также фиксируется рост - в этом году доля электрокаров превысила 15%. В США ситуация неоднозначная: на фоне сокращения господдержки продажи снизились, но в июле был зафиксирован рекорд - почти 9% от общего объёма.
О том, как обстоят дела на российском рынке, Авторадио рассказал директор по маркетингу Автомобильной Группы "Авилон" Андрей Каменский:
"Мировой рынок электромобилей, гибридов действительно показывает динамику. В Китае чуть ли не половина автомобилей приходится гибридных электрокаров. В Соединенных Штатах Америки 10%. Если говорить по России в целом, то конечно же, рекордным был 2024 год по продаже гибридных автомобилей и электромобилей. Во-первых, автомобили гибридные стали дешевле. На сегодняшний день гибридный автомобиль, электрический можно купить по цене от 3,5 миллионов до 5 миллионов рублей. Наш прогноз, если 2025 год доля гибридных автомобилей и электричек составит около 2,5 - ну максимум 3%, то уже в перспективе 2026, 2027, 2028 год - она составит около уже 10%".
Эксперты также отмечают, что главным препятствием для развития остаются нехватка зарядных станций в регионах и отсутствие гибкой системы поддержки.
МВД рассматривает предложение ужесточить правила для водителей с иностранными номерами. По информации «Комсомольской правды», инициатива направлена на то, чтобы пресечь злоупотребления со стороны автомобилистов из ряда стран, которые часто игнорируют дорожные правила. В Национальном автомобильном союзе отмечают, что проблема стала массовой и подтверждается видеозаписями из разных регионов. Союз предложил МВД один из вариантов решения - направлять на штрафстоянку машины без действующего полиса ОСАГО. Такой водитель не сможет компенсировать ущерб в случае аварии, что создаёт риски для остальных участников движения.