Автоликбез

Авторская программа Юрия Гейко для братьев-автомобилистов, собратьев-пешеходов, а также для честных и профессиональных сотрудников ГИБДД

Юрий Гейко

Юрий Гейко

Авто-авторитет
Написать письмо автору

ПНВТСРЧТПТСБВС
12:5012:5012:50
Время выхода программы в часовом поясе GMT +3 (Москва)
Сетка вещания по часовым поясам
5 мая 2015

Автомобили Победы! Наши конструкторы лишь однажды были лидерами в автомобильном мире - это была «Победа»

Фото с сайта: http://www.molgvardia.ru

            И вот он, день Победы! Семьдесят лет назад это был самый счастливый день за всю историю моей страны. Да, самый-самый счастливый. Потому что ни одна другая война не принесла ей столько и жертв, и горя. И ни одна другая победа не потребовала такого колоссального напряжения всех сил. Поговорим об автомобилях Победы.



        Первое использование автомобиля в военных целях в России датировано 1902 годом, когда в учениях под Курском приняли участие 10 автомобилей отечественного производства фабрики Петра Александровича Фрезе с французскими двигателями и трансмиссиями. Цена каждого автомобиля около 3 тысяч рублей. Корова тогда стоила не больше червонца, лошадь – 40. Во время русско-японской войны 1904 года для обслуживания штабов русской армии было направлено… всего 10 легковых автомобилей. К началу Первой мировой главное военно-техническое управление императорской армии докладывало в Ставку, что автомобильные части укомплектованы автомобилями 214 марок, для которых требовались шины 139 типов и марок – а где их взять, если большая часть автомобилей русской армии была немецкого производства – страны, с которой воевали?! В 28 году на вооружении Красной армии было 1050 автомобилей, в 37 году, – 40 тысяч, а к началу второй мировой войны - 272 600 штук. За всю войну наши заводы изготовили чуть больше 200 тысяч автомобилей. А знаете, сколько Красная армия получила автомобилей по ленд-лизу, в основном из США? 401 тысячу! Как вы думаете, мог ли простить генералиссимус Сталин вот такие слова маршалу Жукову: « … Нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы, по-настоящему, выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии… ».



        К середине войны на наших автозаводах сложилась уникальная ситуация: на них стекались образцы машин со всего света – американские, английские, трофейные немецкие, чешские, итальянские и прочие. Их разбирали, изучали, делали свои. Но примитивные - с деревянными кабинами, подножками, со сварными, а не штампованными крыльями, потому что прокат металлического листа с юга страны немцы отрезали. А вот начинали делать машины, изменившие мир. В частности – « Победу». Представительский автомобиль на ЗИСе – заводе имени Сталина, а ныне – на ЗИЛе – начали проектировать в 42 году! А уже через три месяца после Победы он пошел с конвейера. Легендарную « Победу» начали проектировать в 42-м, а в начале 43-го ее главный конструктор Андрей Липгарт уже докладывал правительству о ходе работ над ней! 6-го ноября 44 года, за полгода до дня Победы, он сам, лично, впервые вывел « Победу» через заводские ворота. Кстати, чуть подробнее о « Победе». Сначала эту машину хотели назвать « Родиной». Но вождь всех народов сощурился и спросил конструкторов: « А сколько будет стоить - « Родина»? » Конструкторам стало плохо. А вот вопрос с « Победой» был решен положительно - победа всегда имеет цену. Если бы мы умели использовать свои преимущества и достижения, как умеют это, например, американцы, то автомобиль « Победа» не занял бы четвертое место на конкурсе « Лучший русский автомобиль», который однажды проводил журнал « За рулем» - четвертый! После « копейки», ГАЗ-21 и « десятки». Да, « десятка» - был лучшим российским автомобилем, да, « копейка» изменила страну, поставила ее на колеса, но за всю историю России ее автомобильные конструкторы лишь однажды лидировали в автомобильном мире - это была « Победа».



        Но сначала была « Эмка». От её замысла до воплощения было всего четыре месяца. Но у нее был прототип - « Форд-А». От замысла до воплощения « М-20» (« Победа», а « М» означало завод имени Молотова, как тогда назывался ГАЗ) было всего 20 месяцев и прототипа у нее не было. Анатолий Александрович Липгарт, главный конструктор « ГАЗа», был лауреатом Сталинской премии пять раз. Два раза за военную технику – до « Победы», один раз за нее и два раза после неё. « Победа» - это первый в нашей стране автомобиль с « несущим» кузовом (без рамы) и первый в мире автомобиль « безкрыльевый» и « безподножечный». Коэффициент его аэродинамического сопротивления недостижим и для многих сегодняшних автомобилей - 0, 31. На сегодня достаточно. Рассказ об автомобилях Победы я продолжу в следующей программе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


Загрузить ещё

Комментарии оскорбительного характера и с использованием ненормативной лексики, а также ссылки на сторонние ресурсы, не имеющие отношения к обсуждаемой теме, удаляются.

Авторадио не несет ответственности за содержание комментариев.