Авторская программа Юрия Гейко для братьев-автомобилистов, собратьев-пешеходов, а также для честных и профессиональных сотрудников ГИБДД
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
12:50 | 12:50 | 12:50 |
Как началась зима, ко мне на почту и на сайт посыпались вопросы по электронным системам безопасности автомобиля: что это такое, а что они дают, как работают, а когда бесполезны и даже опасны?
Несколько лет назад мне посчастливилось побывать на автополигоне фирмы BOSCH за Полярным кругом в Швеции, где испытываются и дают путевку в жизнь электронным системам безопасности. И там я делал упражнения. О первых двух вы можете прочитать в предыдущем выпуске.
Третье упражнение: «переставка». Разгоняешься по снегу до 80, входишь на полосу из конусов, резко руль вправо, меняя полосу, выравниваешь и! – о, чудо - ни один конус не задет, двигатель сам сбрасывает обороты, «переставка» сделана. И это тоже не укладывается в мозги: ну, как?!
Ведь потом все то же я десятки раз проходил с отключенной ESP и КАЖДЫЙ этот раз должен был стать для меня последним: машина не слушалась - шла боком, улетала, вращалась, как волчок.
Четвертое: на озере построена отполированная ледяная кольцевая дорога. Диаметр ее - 400 метров, ширина - 20. Въезжаешь на лед, разгоняешься: ESP начинает работать, это понятно по ее толчкам автомобиля на траекторию и еще по пиканию сигнальной лампочки на панели приборов. Тридцать километров в час – машина идет, по сверкающему ледяному кругу. Сорок километров – идет. Сорок пять… пятьдесят – идет. ESP ее держит. И только, когда стрелка спидометра приближается к шестидесяти, автомобиль плывет к наружной кромке кольца. Невероятно!..
Но ESP это не только предотвращение заноса, она дает возможности и других функций. Например, функция «Адаптивный Круиз Контроль» (АСС) «Stop&Go»: вы едете по гололеду, в потоке. И если вы устали, не уверены в себе, вам достаточно нажать на рычажке кнопочку «Stop&Go», после чего вы должны убрать ноги со всех педалей. Включается радар-излучатель-приемник, дальность его действия 250 метров.
Теперь этот «автопилот» будет держать безопасную дистанцию от переднего, причем дистанцию, соответствующую коэффициентам сцепления колес с дорогой, он будет тормозить, разгоняться, если это делает ведущий, и - остановиться, если остановился он. И опять поедет за ним, если вы не дотронулись ногой до педалей, а полностью доверились автоматике. Такая автоматика снижает нагрузки водителя – физические, эмоциональные и исключает ошибки «человеческого фактора».
Та же функция: представьте – 15-процентный подъем дороги, одна полоса из сухого асфальта, а другая - лёд. Одна сторона автомобиля на асфальте, вторая – на льду. Подъем, а вам приходится на нем остановиться. Ситуация в обычной автомобильной жизни абсолютно безнадежная. Здесь же я останавливаюсь, снимаю ноги с педалей, стою, а потом нажимаю газ – машина трогается вверх, как по сухому, не пробуксовывая, и не скатившись назад ни на миллиметр!
Фантастические ощущения для российского водителя!
И последняя функция ESP: крутой спуск со льдом. В обычной жизни – первая передача и тормоза. И все равно машина будет - дай бог!- просто ползти вниз в самовольном режиме, а то и в неуправляемом, когда передние колеса заблокированы на льду. Здесь же, нажимаешь клавишу, ногу с педали убрал – автомобиль сам, на повышенных оборотах, плавно спустился, подчиняясь любому движению руля – ноу проблемс!
Но и это еще не все: ESP – универсальная система. В дождь электроника анализирует частоту работы щеток стеклоочистителя и в соответствии с ней либо уменьшает зазор между всеми тормозными колодками и их дисками, либо даже слегка прижимает их к дискам: подсушивает! На случай экстренного торможения – сухие тормоза!
Или – Brake Assist - автоматическое дотормаживание в экстренных ситуациях: за рулем разные люди – женщины на каблуках, у мужчин тоже нога при экстренном торможении с педали может скользнуть. На плавное торможение электроника не среагирует. Но если она распознает удар по тормозной педали, как торможение экстренное, то поможет ноге, мгновенно увеличив давление в тормозной системе до максимально-оптимального.
Оснащенность ESP автомобилей мини-класса и малого класса в России еще недавно была всего 1 процент. Компакт-класса – 9. Среднего класса – 41 процент. Бизнес-класса – 76 процентов, люкс-класса - 100 процентов и класс внедорожников – 42. Сейчас – процентов на 20 больше.
Поэтому вам надо знать о них все.
Повторю главное: эти системы не панацея. Они не спасают от грубейших ошибок. Но эксперты утверждают: если бы системами ESP были оборудованы все сто процентов автомобилей, то смертность на дорогах мира сократилась бы вдвое!
Комментарии оскорбительного характера и с использованием ненормативной лексики,а также ссылки на сторонние ресурсы, не имеющие отношения к обсуждаемой теме, удаляются.
Авторадио не несет ответственности за содержание комментариев.