Автоликбез

Авторская программа Юрия Гейко для братьев-автомобилистов, собратьев-пешеходов, а также для честных и профессиональных сотрудников ГИБДД

Юрий Гейко

Юрий Гейко

Авто-авторитет
Написать письмо автору

ПНВТСРЧТПТСБВС
07:508:2007:20
Время выхода программы в часовом поясе GMT +3 (Москва)
Сетка вещания по часовым поясам
5 февраля 2013

Пристегните ремни! Всё о безопасности водителя и пассажиров

О том, как создатели автомобилей впервые подумали о безопасности человека, мы говорили в прошлой программе.
Но иконой всех автопроизводителей мира безопасность стала в семидесятых.
В этой программе я хочу поговорить о двух «китах», на которых держится пассивная безопасность – ремни и подушки. Для того, чтобы вы поняли – какое чудо имеет ваш автомобиль, как им пользоваться, и каким надо быть недоумком, чтобы таким чудом пренебрегать.
Вообще-то, отделять ремни безопасности от подушек безопасности неправильно и глупо. Это все равно, что, простите за образность,- отделять любовь от секса. То есть – по отдельности они могут существовать и даже приносить удовольствие, то есть – пользу в нашем случае, но вместе!.. Вместе они сотворяют чудо. То есть, опять же в нашем случае, спасают человеческую жизнь во много раз эффективнее, чем по отдельности.
Ещё в 1903 году француз Густав Дези Лебе предложил конструкцию пятиточечного ремня безопасности, но идея поддержки не встретила – водители и пассажиры не хотели, чтобы их сажали на привязь.
О ремнях вспомнили лишь спустя… полвека, когда стала расти скорость, а вместе с ней и количество смертей. Только в 50-х годах прошлого века ремни стали устанавливать на автомобили сначала как дополнительное оборудование, а потом и штатно.
Вариантов пристёгивания и крепления лямок изобрели несколько десятков, но большинство из них не прижились. То конструкция слишком мудрёная, то пользоваться неудобно, а то и эффекта удерживания не давали.
Нынешний трёхточечный ремень был изобретён Нильсом Болином, и впервые был установлен на серийный Volvo в 1959 году.
Но у этих трёхточечных ремней был один существенный недостаток: максимально эффективно они работали, лишь будучи правильно отрегулированы.
Я помню это время, как раз тогда я начал заниматься автоспортом, и наш тренер поначалу сам регулировал ремень каждому: зазор между грудью и лентой должен быть не более двух пальцев.
Эти ремни не втягивались, а болтались, непристегнутые, как веревки и потому многие при езде по городу, просто кидали их на сидения.
Но зато, когда в 70-е годы появились ремни инерционные, мы все, спортсмены, испытатели, стали пристегиваться не только на шоссе и гонках, а даже, когда катали любимую девушку – пристегивали ее старательно, обнимая руками – ну, чтоб она сразу ощутила особую романтику езды на автомобилях с номерами со словом «проба» - такие у нас тогда были.
А потом уж обязательным пунктом в программе соблазнения был пункт под названием «кусочек ралли»: скорость, рев движка, визг резины и… пристегнутой девушки. Повторяли такое несколько раз.
Зато потом, когда она понимала, что осталась жива, - сплошные восторги, обалденное состояние, и у самых отчаянных буквально мольба: «Ну, пожалуйста, ну еще разочек, а?»
Туго пристегнутая инерционными ремнями, в специальных спортивных ковшеобразных сидениях, в машине девушка никуда не могла деться.
В жизни, как правило, тоже. Эх, воспоминания!.. Итак.
Как только в нештатной ситуации: при резком торможении, резких боковых нагрузках, инерционные ремни резко натягивались, они начинали вращать специальные грузики в коробке ремня, которые под действием центробежной силы расходились и затормаживали дальнейшее вращение, а значит, и податливость ремня. Резко такой ремень не вытянешь, плавно – пожалуйста.
Но такие ремни просуществовали недолго – в СССР их выпускало таллиннское предприятие «Норма» и для тех времен они считались чудом современной техники, но имели большой недостаток: если автомобиль резко не замедлялся при экстренном торможении или ударе, резко не поворачивал, то есть резко не кидал тело в разные стороны, а, скажем, плавно переворачивался, улетал в кювет и пристегнутые тела ремни резко не нагружали, то они тела людские отпускали, не держали, то есть - не работали.
Буквально через год-два появились ремни, которыми мы пользуемся до сих пор – с отвесиками в коробке. Суть в том, что если отвесик от вертикального положения отклонялся, он мгновенно запирал ремень. Мы это легко проверяли и от этого балдели, даже заехав одной стороной на бордюрный камень – заперто!
А о подушках безопасности мы, гонщики 70-х, еще и понятия не имели.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


Загрузить ещё

Комментарии оскорбительного характера и с использованием ненормативной лексики, а также ссылки на сторонние ресурсы, не имеющие отношения к обсуждаемой теме, удаляются.

Авторадио не несет ответственности за содержание комментариев.

Голосовать за треки и добавлять их в избранное может только зарегистрированный пользователь.

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, если у вас еще нет аккаунта на сайте Авторадио. Это быстро.

ИГРАТЬ