В России предложили создать суверенный мессенджер, который будет интегрирован с популярными отечественными цифровыми сервисами, включая «Госуслуги». Основными целями такого проекта являются борьба с анонимностью, обеспечение безопасности пользователей и удобство использования. Предполагается, что новая платформа сможет заменить зарубежные сервисы, объединив функции денежных переводов, обмена данными и доступа к госуслугам. По словам главы информационного комитета Госдумы Сергея Боярского, такой сервис обеспечит создание доверенной и безопасной среды для общения и позволит удостоверять личность с помощью цифрового ID.

Эксперт в области телекоммуникаций Эльдар Муртазин рассказал «Авторадио», что ни один мессенджер или приложение не может обеспечить пользователям стопроцентной безопасности, будь то российский сервис или иностранный.

«Создание любого мессенджера сегодня — это потраченные впустую деньги. Защитить пользователей можно будет только одним способом: если там эти пользователи будут отсутствовать. Потому что самое слабое звено — это люди. Любой популярный мессенджер, мы видим это, например, в российских социальных сетях, того же «ВКонтакте», уровень мошенничества там ровно такой же: он высокий. Ну и на примере «Государственных услуг». Вы можете попасть туда из любой точки мира. Есть ли взлом «Госуслуг» как таковой внешний? Нет, его нет. Взламывают людей. То есть люди сами отдают пароль, сами отдают доступ к своим «Госуслугам». Поэтому, какое бы защищённое приложение вы ни создали или сервис, его всё равно через человека можно будет взломать».

Кроме того, эксперт считает, что любой новый мессенджер сегодня — это избыточное явление.

«Российский мессенджер, который предлагают создать, — это фактически попытка вскочить даже не в уходящий поезд, а в поезд, который давно уже прибыл на станцию назначения. Проблема заключается в двух вещах сегодня в развитии общества: перегрузка информацией, отсутствие и нежелание получать много информации. Мы видим это по тому же Telegram: охваты любых каналов падают, вовлеченность людей падает. Социальные сети, несмотря на все буйство, наполняются ботами. Они де-факто мертвы, потому что людям это тоже неинтересно. То есть нужны медиа нового поколения. Какими они будут — вопрос открытый»

Эксперты также отмечают, что, несмотря на наличие отечественных мессенджеров от крупных корпораций, таких как VK, «Яндекс» и Сбер, ни один из них пока не завоевал широкой популярности у пользователей.