06.10.2017 15:14

Органам опеки предлагают открыть врачебную тайну

Собрание депутатов Ставропольского района предлагает дать органам опеки право доступа к сведениям о наличие у человека психического заболевания, а также различного рода зависимостей. На основании этого они уже смогли бы обращаться в суд с исками о лишении родительских прав или ограничении в них, а также установлении опеки над их детьми. Соответствующее предложение депутаты направили коллегам из губдумы, предлагая выйти им с такой инициативой на федеральный уровень. По словам помогающих специалистов, которые сегодня занимаются проблемами социализации выпускников детских домов в регионе и работают с семьями в трудной ситуации, мотив предложения вполне понятен. Органы опеки стремятся получить бОльший контроль над семьей, что вполне предсказуемо, и логично вписывается в общую тенденцию. Между тем, по словам руководителя Общественной организации волонтеров «Домик Детства» Анастасии Бабичевой, ослабленному институту семьи сейчас больше нужна поддержка, а не новые карательно-контрольные меры:

Здесь, прежде всего, стоит хорошо помнить о том, что любая инициатива и новация должна быть, как минимум, адекватна имеющейся среде. С одной стороны, мы видим крайне ослабленный институт семьи в целом. Совсем недавно я изучала актуальные отчеты федеральной службы госстатистики, из которых видно, что численность населения с доходом ниже прожиточного минимума в последние годы стабильно растет и при этом самыми уязвимыми ожидаемо становятся семьи с детьми до 16 лет. Понятно: чем выше уровень социального неблагополучия, тем соответственно ниже уровень общественного здоровья. Соответственно инициатива по усилению контроля изначально направлена на ослабевающий организм, что, по определению, увеличивает риски злоупотребления. Я считаю, что институту семьи в России сегодня однозначно нужна поддержка и профилактика, а не усиление карательных мер или мер контроля. Я бы здесь порекомендовала депутатам чуть внимательнее смотреть на реальных людей, о которых идет речь в их инициативах и задаться вопросами о реальных потребностях этих людей.

С другой стороны, по словам Бабичевой, состояние системы здравоохранение и в целом культуры здоровья сбережения пока остаются весьма спорными: от нежелания самих людей обращаться за диагностикой до формальности процесса. Поэтому вопрос, насколько достоверна картина, остается открытым. Но все, конечно, друзья, как всегда, зависит от самой реализации и подхода. Увы, известны случаи, когда при вопиющих случаях опасности, дети остаются в семьях, или напротив, их пытаются забрать из вполне благополучных семей на грани материального бедствия.

У органов опеки сегодня и так вполне достаточно инструментов для контроля за ситуацией, уверен адвокат Адвокатского бюро «Яблоков и Партнеры» Ярослав Самородов:

Сегодня механизм лишения или ограничения прав работает следующим образом. Опека может инициировать судебный иск. В рамках процесса суд вправе получить доступ к врачебной тайне. Если опасения опеки подтверждаются, то суд выносит решение о лишении или ограничении прав. Если опасения НЕ подтверждаются, то в иске будет отказано или опеке придется отказаться от иска. Судя по всему, органы опеки намерены подстраховаться и сэкономить время и деньги на судебные издержки. Например, на случай, если заболевания не окажется и этот факт не сможет стать основанием для лишения прав. Под прикрытием служебного досудебного расследования органы опеки смогут получить доступ к информации, которая не имеет отношения к их функционалу. А это в любом случае потенциально-опасный прецедент и поле для возможного злоупотребления.

Отметим, по статистике родительских прав в России ежегодно лишают до 40 тысяч человек.

Комментарии оскорбительного характера и с использованием ненормативной лексики, а также ссылки на сторонние ресурсы, не имеющие отношения к обсуждаемой теме, удаляются.

Авторадио не несет ответственности за содержание комментариев.

Ещё новости