Почти треть россиян отмечают ухудшение качества жилищно-коммунальных услуг за последний год. При этом их стоимость остаётся высокой. Как пишут «Известия», правозащитники обратились в Минстрой с предложением сделать перерасчет платежей граждан за услуги ЖКХ ненадлежащего качества автоматическим. Это особенно актуально при расчетах за отопление и водоснабжение. Сейчас изменение размера платы фактически ложится на плечи потребителей, а сама по себе процедура перерасчета достаточно затратная с точки зрения времени и сил. При этом проблема недополученных услуг ЖКХ или их качества будет расти, поскольку износ оборудования, например, по водоснабжению, уже достиг 50%. Эксперт «Народного Фронта» в сфере ЖКХ Павел Склянчук оценивает такую меру, как положительную. Однако, по его мнению, могут возникнуть сложности, так как сегодня нет объективных сведений о том, по каким причинам в квартиру не поступают тепло, вода или электроэнергия.

"Когда мы просто не пользуемся электроэнергией, и счетчик показывает, что показания не изменились - это одна ситуация. Но бывает, что мы не пользуемся электроэнергией, потому что света нет, и тоже счетчик будет стоять на месте. И в этом смысле, конечно, сегодня человек вынужден сам нести бремя доказывания. С учетом того, что у нас очень слабая оприборенность домов счетчиками, сделать это бывает проблематично. А нужно, чтобы было, условно говоря, заявление человека, а уже либо судебная инстанция, мировой суд, либо жилищная инспекция запрашивала со стороны поставщиков коммунальных услуг данные, подтверждающие обратное. И это защищало бы права потребителей".

Как отмечают «Известия», участники рынка инициативу правозащитников не поддержали. По их мнению, в постановлении правительства подробно указан порядок проведения перерасчета за недопоставку ЖКХ. Кроме того, каждую недопоставку управляющая компания рассматривает индивидуально, поскольку важно определить ее причину, возможно, она произошла по вине потребителя.