28.08.2017 14:42

Новый музей к великой дате

Выбор петербуржцев. В Манеже Конюшенного ведомства открылась выставка проектов нового музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда». Из двадцати заявок выбрали девять работ, которые представили на суд профессионального жюри и рядовых петербуржцев.

Сегодня Музей блокады Ленинграда на Соляном переулке остро нуждается в пространстве. Ему не хватает площадей для фондохранилища и экспозиций. Музейные работники по крупицам собирают всю боль пережитого ленинградцами ужаса. И каждая из деталей истории достойна того, чтобы о ней знали и ее видели. И для этого выделили два гектара земли, на которых будет построен комплекс. Новый музей разместится на Смольной набережной — на стрелке Невы западнее Смольного монастыря. Каким он будет, может решить и ваш голос. Архитекторы представили свои проекты, в которых попытались раскрыть тему блокады. Например, о своем проекте рассказал руководитель архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» Юрий Земцов:

«Мы хотели создать объем, который бы очевидным образом показывал противостояние этих двух сил: немецкого и вырывающегося из этого блокадного окружения монолита, который символизирует город. Во внутреннем пространстве параллельно показаны все аспекты жизни блокады, и все это пересекает единственный луч дневного света как луч надежды, который все время присутствовал у жителей блокадного города».

Петербургская «Студия 44» представила проект «Выстоявший город». Здесь используются восемь зданий со своим оформлением и названием, связанным с войной и блокадой. Московский проектный институт «Арена» видит новый музей в форме стеклянного куба, расположенного за щитами, которые расставлены в форме круга – символ блокадного кольца. Но если российским архитекторам тема войны близка на генетическом уровне, то для иностранных участников могли возникнуть сложности. Свои проекты представили норвежские, финские и немецкие градостроительные бюро. Своим мнением о том, были ли трудности у зарубежных участников в подготовке проектов, поделился генеральный директор проектно-производственной фирмы «А.Лен» Сергей Орешкин:

«Они оказались, зарубежные участники, в крайне сложном положении, поскольку они находились на другой стороне, поэтому мне кажется, что эта задача почти неподъемная. Зарубежные участники не очень с этим справились. Сложная задача приглашать представителей народов, которые боролись друг с другом здесь. Зарубежные участники не попали совершенно в контекст, оказались крайне нейтральными, они плохо связаны с землей, с территорией, где это все происходило. Это самая большая трагедия человечества вообще в мире. Вот это давило. Хотелось бы, чтобы здание было центром связи со всеми мемориалами, которые есть в городе. В линиях здания – это все связь с Пискаревским мемориалом, с музеем Тани Савичевой, с Гостилицами, с Дорогой жизни».

Задача перед архитекторами стояла непростая. Новый комплекс должен объединить общественные пространства, постоянную экспозицию и зоны временных выставок, а также мемориал, архив и библиотеку. При этом будущий музей должен быть информационным, технологичным и современным, а самое главное — он должен нести смысловую нагрузку. О связи музейного комплекса с историей рассказал руководитель «Архитектурной мастерской Мамошина» Михаил Мамошин:

«Вот здесь 872 окна. Можно подойти к ребенку и сказать: «Видишь, сколько окон? Вот столько дней люди голодали». Здесь есть колоннады и еще будут зоны мемориального поклонения. Кроме того, здесь отражены все семь попыток прорыва блокады, события внутри города и первый футбольный матч. Особенности, наверное, размышления в традиционных каких-то сюжетах петербургской архитектуры».

Любой петербуржец может свободно прийти на выставку, ознакомиться со всеми проектами и выбрать понравившийся, проголосовав прямо на месте или на сайте градостроительного комитета. Одной из первых выставку посетила жительница блокадного Ленинграда Татьяна Славина, и поделилась с нами своими впечатлениями.

«Эти проекты – это все иностранцы, да? Я думаю, они не чувствуют Петербурга, и не чувствуют блокады. Я помню атмосферу, которая была в городе в те годы. Она требует особого отношения, особых знаков, особого впечатления, которые производит. Они просто этого не знают, но мне, пожалуй, больше всего нравится проект Мамошина, вон там, в начале – он самый петербургский».

Победитель проекта станет известен 8 сентября, в день памяти жертв блокады Ленинграда. Затем архитекторам дадут полгода на изготовление полноценного проекта со всеми деталями. После чего будет объявлен следующий конкурс – на строительство. Обещают, что музей будет полностью построен и сдан к январю 2019 года, к празднованию 75-летия прорыва блокады.

Комментарии оскорбительного характера и с использованием ненормативной лексики, а также ссылки на сторонние ресурсы, не имеющие отношения к обсуждаемой теме, удаляются.

Авторадио не несет ответственности за содержание комментариев.

Ещё новости