03.07.2020 12:21

3 июля – День ГАИ

Сегодня тот самый день, когда, садясь за руль, лучше пристегнуться,  соблюдать  все правила,  а  при встрече сотрудников ГИБДД - улыбаться  и  поздравить их  с профессиональным праздником, ведь хочешь не  хочешь,  а с  ними  нам постоянно приходится иметь дело: они принимают у  нас  экзамены, помогают в ДТП, разруливают пробки, ну и, в конце концов, штрафуют.  3-го  июля,  84 года  назад,  в Советском Союзе появилась первая Государственная автомобильная инспекция.

Как в прошлых веках регулировали движение, как лихачей  ссылали на  каторгу  и какие  экспонаты  можно увидеть  в Музее Госавтоинспекции?

Первая  служба, которая следила за состоянием дорог и за соблюдением правил дорожного  движения, появилась  в Петербурге практически в момент создания города. По  мнению  Петра I,  именно  дорога –  настоящее  лицо страны. От  качества  путей зависит богатство государства, ведь экономика крепнет, когда  появляется прочная связь между частями Империи. Но построить дорогу в то время было очень дорого, говорит куратор музея Госавтоинспекции Лариса Босоногова.

Лариса Босоногова:  «Поскольку строительство дорог было дело дорогое, в том числе и Невская перспектива, в казну нужно было часть потраченных средств вернуть. Поэтому те, кто в богатом  экипаже соизволил проезжать – тот платил. Если же это старушка на богомолье шла в Лавру, например, то, естественно, никакой платы не взималось с неё»

Петербург  рос,  всё больше знатных и богатых людей переезжало сюда вместе с  семьёй и  слугами,  и вскоре  на  столичных дорогах стало много конных экипажей.  Городу пришлось  меняться.  В первую  очередь  стали расширять Невский  проспект и  мосты.  На это  проблемы  не кончились:  чем больше транспортных  средств становилось в городе, тем выше становилось количество аварий. Газеты  XIX  века пестрили  такими заголовками: «мужчина был убит дышлом»,  «девушка  погибла под копытами». Это при том, что раньше тех, кто трижды был замечен за «лихой ездой» ссылали в Сибирь.

В 1909 году появилось четыре первых дорожных знака, позже семья обозначения расширялась. Устанавливали  их  вдоль дорог  никто  иной, как сотрудники столичной  полиции   и   специальные  дорожные  подразделения.  К слову, с   появлением   на улицах  этих  знаков, количество  несчастных  случаев с «пешеходцами»,  как  раньше называли  пешеходов,  заметно сократилось. Возможно,  повлияло  на это  и  ещё одно обстоятельство. В начале XX века пролётки сменились автомобилями, оснащёнными важным атрибутом.

Лариса Босоногова:  «Один из раритетных экспонатов, подаренных нашим ветеранам  Дмитрием Владиславовичем Тушем – это клаксон транспортного средства. Клаксон – это фактически средство подачи звукового сигнала в случае опасности или её предупреждения, чтобы обезопасить пешехода или предотвратить столкновение двух транспортных средств. Этот самый клаксон с каучуковой грушей, металлический, забавный с хриплым звуком».    

Сохранился  и  ещё один  раритетный  экспонат, родом из Российской Империи –   жетон десятского.  Его  носили сотрудники  сельской  полиции, которые призывали   к   ответу  водителей  драндулетов,  неаккуратно разъезжавшим по  ухабистым  деревенским дорогам. Но всё же большая часть вещей, которые хранятся в музее, младше 1936 года. Именно тогда, 3 июля, в СССР вышел указ о  создании особой  дорожной  службы. 

В музее ГАИ можно увидеть выпускную фотографию первых юношей-милиционеров, решивших работать на дорогах. Служба имела  два подразделения:  в  одном работали  госавтоинспекторы,  которые выезжали    на  ДТП,   занимались   технической  подготовкой   водителей, и  регулировщики.  Они управляли дорожным движением. Сначала им приходилось практически  «дирижировать» автомобилями и указывать, куда им ехать руками, затянутыми в белые перчатки.

Лариса Босоногова: «У нас есть и водительские удостоверения госавтоинспекторов, а так же всем известные волшебные палочки  в полосочку–жезлы. Самые раритетные 1943 года, прошедшие с девчонкой регулировщицей блокадного города все тяготы блокады. Конечно же, у нас есть нарукавный знак 1930-х годов инспектора офицерского состава  на фоне крыльев. Для всех народов крылья были всегда символом мира. Так и эмблема несла не проблему и напряжённость между инспектором и водителем, а именно взаимопонимание и мир на дорогах».    

Такое   отношение    к    сотрудникам    дорожной  инспекции   отразилось в декоративно-прикладном искусстве. К юбилеям службы создавались сувенирные тарелки, шкатулки, сервизы. Но особенно памятен для сотрудников музея набор фигурок,  сделанных на  Ленинградском  фарфоровом заводе имени Ломоносова. В них запечатлены яркие типажи 1930-х годов, и одна из статуэток изображает работника   патрульной службы  в  шинели с  синей  звездой. Кроме  того, в коллекции есть и ещё один трогательный раритетный экспонат, который попал туда  совсем недавно.  Рассказывает  куратор музея Госавтоинспекции Лариса Босоногова.

 Лариса Босоногова: «Мы очень дорожим детской игрушкой – это маленький светофор с крышечкой – светофор, похожий на будильник.  К сожалению, ни одного экземпляра не сохранилось – только на редких фотографиях. Но музею выпала удача – безвозмездный подарок от Михаила Куревича. Он принес новогоднюю игрушку, которой украшались ёлочки в Ленинграде ещё до войны. Крышечка нужна была для того, чтобы внутри светофора прятать конфеты, что очень радовало детишек».

На   этом   светофорике  зелёный  сигнал  находится внизу,  что  ещё раз подтверждает  подлинность  игрушки. Ведь раньше на ленинградских регуляторах  зелёный  свет всегда  был  на этой  позиции,  а на московских – наоборот, находился  вверху. Все эти вещи рассказывают историю долгих и продуктивных отношений  жителей Петербурга с сотрудниками дорожной службы. Надеемся, что и  наше  время когда-нибудь отразится в трогательных экспонатах музея ГАИ.

Авторадио  ещё  раз поздравляет  сотрудников Госавтоинспекции с  праздником  и еще раз желаем всем участникам движения спокойных и хороших дорог!

 

Комментарии оскорбительного характера и с использованием ненормативной лексики, а также ссылки на сторонние ресурсы, не имеющие отношения к обсуждаемой теме, удаляются.

Авторадио не несет ответственности за содержание комментариев.

Ещё новости