09.06.2020 17:24

Дети поколения дельта

Чего ждать от современных детей и подростков, какие они сейчас и какими вырастут? На эти вопросы «Авторадио» ответила ведущий российский эксперт по вопросам детства Альбина Бесчасная. Учёный рассказала, почему одно поколение не похоже на другое, как воспитывать «новых» людей и чем петербуржцы отличаются от других россиян.

Изменения, по мнению исследователя, происходят по двум основным причинам. Первая – мы живём в информационном поле, которое очень быстро пополняется и изменяется. Мир, благодаря этому и возможности путешествовать, кажется представителям нового поколения более открытым и разнообразным. Он предоставляет право выбора, и «новые» люди имеют возможность изучать и узнавать его, а не обособляться и замыкаться внутри себя. Особенно это многообразие актуально для жителей больших городов, как Петербург, говорит профессор кафедры государственного и муниципального управления РАНХиГС, ведущий российский эксперт по вопросам детства Альбина Бесчасная.

Альбина Бесчасная: «Санкт-Петербург возник по велению государя Петра Первого. В строительстве Санкт-Петербурга принимали участие  представительи многих стран, многих культур и наций. Во время строительства, как в прямом, так и в переносном смысле представителям разных наций и различных культур нужно было найти общий язык. Этот язык был найден – мы все знаем такое легендарное словообразование как «Питерский этикет»., который вобрал в себя самые эффективные практики коммуникации. Это как раз производная нашего мультикультурного петербургского сообщества и это есть первое отличие петербуржцев. Наши дети, те молодые люди, которые приезжают в Петербург впитывают те коммуникации, которые у нас есть в Санкт-Петербурге».

Вторая причина для изменений уже не только в крупных городах, но и по всей России – мы стали больше думать и говорить о правах детей в современном обществе, уверена Альбина Бесчасная.

Альбина Бесчасная: «С момента конвенции ООН о правах ребёнка прошло  двадцать с лишним лет. В России права ребёнка стали восприниматься совершенно нормально и естественно – ребёнок стал субъектом права. С детьми уже в детских садах и школах говорят о правах ребёнка. Появилось много книг, статей по доходчивому объяснению, что такое права и чем они сопровождаются. В итоге на всех уровнях общественного сознания меняется отношение к детям. Большинство россиян солидарны с тем, что у детей есть права, с которыми надо считаться.   

То есть ребёнок перестаёт восприниматься как «неполноценное» существо, не способное самостоятельно мыслить и принимать решение. Для нашей страны, где пропагандируется идея уважать старших за возраст, такой взгляд на детей – большой прорыв. Тем не менее, в сторону молодого поколения всё ещё нередко звучит критика, и главный аргумент: «Что же из них выйдет, если они  постоянно в свои экраны тыкают и с гаджетами сидят?!» Некоторые учёные спешат подлить масло в огонь и рассказывают, что дать ребёнку в руки смартфон – значит навсегда обречь его искать развлечения, «дешёвый» эндорфин и напрочь убить критическое, аналитическое мышление. Эксперт по вопросам детства Альбина Бесчасная не видит причин для паники: ведь интернет и электронные девайсы можно использовать для лёгкого и серьёзного обучения. Только нужно объяснить ребёнку, как использовать такие программы и заниматься с ним, а не просто включать мультики, чтобы он вас не беспокоил.

Альбина Бесчасная: «Избыток информации он так или иначе подталкивает человека, ребёнка к сомнению какая информация более или менее ложиться в его картину мира или какая информация может эту картину мира скорректировать. Я не соглашусь с тем, что современные дети менее критичны и во-вторых что они будут в большей степени гедонистами. Я полагаю, что перед нашими детьми н повестке дня стоят более значимые вопросы, которые им нужно будет решать - это вопросы экологические, политические, вопросы профессионально-образовательного характера. Мы можем наблюдать, что сейчас образование испытывает определённый кризис, и наши дети будут как раз вовлечены именно в эти сферу жизни.

 И дети уже сейчас активно включаются в эти процессы. К примеру, двенадцатилетние и четырнадцатилетние подростки выходили на митинги в Великобритании, когда обсуждался выход страны из Евросоюза. Грета Тунберг прославилась экологическими программами и выступлением в ООН. В список Forbes врываются двадцатилетние долларовые  миллионеры из Кремниевой долины. Молодеют участники политических протестов в России . Эти дети и подростки уже более информированы, чем их родители, поэтому последним не стоит ставить себя в позицию ментора и премудрого старейшины, а напротив – учиться у ребёнка, вникать в его интересы, быть рядом и поддерживать.

Альбина Бесчасная: «Многим взрослым приходится учиться у детей. Они более восприимчивы и менее шаблонны в отличие от взрослых. В них нет определённого страха освоения новых предметов, технологий. Ребёнок осваивает всё новое по наитию. Что делать взрослому вместе с ребёнком – осваивать вместе новое и в этом искать точки соприкосновения и возможности для сотрудничества. Доминантная роль родителя начала корректироваться довольно-таки давно, и мы сейчас говорим даже не о детоцентризме, а о детодоминировании. Ушло то время, кода ребёнок занимал второстепенные позиции в семье и в обществе. Мы сейчас должны взглянуть на мир его глазами и восприятием, как он оценивает те или иные события.  

Напомним, что в СССР школьники не только самостоятельно организовывали своё социальное пространство, но и участвовали в научных разработках. Нередко для подростков создавали даже отдельные юношеские научные центры, пионеры выпускали свои газеты и выходили в эфир собственных радиостанций. То есть традиция позволять детям нести за себя ответственность в нашей стране уже была, и нам нужно не изобретать новое, а вспомнить хорошо забытое старое отношение к молодёжи.

Комментарии оскорбительного характера и с использованием ненормативной лексики, а также ссылки на сторонние ресурсы, не имеющие отношения к обсуждаемой теме, удаляются.

Авторадио не несет ответственности за содержание комментариев.

Ещё новости