18.02.2020 11:24

"Семейные Истории" Степана Рожкина

В программе "Народ Хочет Знать" гостем Григория Морозова стал Степан Рожкин, режиссер-постановщик спектакля "Семейные Истории", премьера которого состоялась в Котласском Драматическом Театре 14 февраля. Накануне премьеры мы встретились со Степаном в студии "Авторадио Котлас".

- Сегодня в программе «Народ Хочет Знать» очень интересный - артист Котласского Драматического Театра Степан Рожкин. Мы позвали Степана не совсем как артиста. Во-первых, артиста принято встречать аплодисментами (звучат аплодисменты). Хочу сразу же сказать, что Степан - старинный друг Авторадио, и в последний раз мы встречались, по-моему, на проекте «Привет, Обед!». Это было уже достаточно давно, год назад. Для тех, кто об этом ничего не знает, я хочу немножко рассказать об этой истории. Степан участвовал в «пилотном выпуске» программы. Сначала мы записываем «пилот» - это такая пробная версия программы. Мы на Степане всё проверили: звук отточили, камеры отстроили, все сняли, смонтировали, опробовали, а потом позвали снова, но уже как гостя.

- Да, мы готовили драники.

- Кстати, драники были хороши!

- Ну, конечно. Со сметаной. Утро, кофе…..

- Говорят, талантливый человек талантлив во всём. Как ты рисуешь, Степан?

- Это вопрос «прямо в лоб» (смеётся). Категорически не умею рисовать, но иногда приходит вдохновение и тогда «всё сходится».

- Есть такое выражение: «Лев Толстой очень любил играть на балалайке, но…не умел..»

- Это про меня абсолютно! Люблю чем-то заниматься, но не всегда умею.

- Ну поближе к нашей теме. Во-первых, хочу тебя поздравить тебя с тем, что очень скоро у нас родится новое творение. 14-го февраля. Называется спектакль «Семейные истории». Это твоя дипломная работа. Что это значит?

- Этой дипломной работой я показываю свою квалификацию. Грубо говоря, защищаю то, чем я буду заниматься на государственном экзамене перед кафедрой. Там, где будут задавать каверзные вопросы.

- Начнем с того, что ты учишься. Это твоё высшее образование. Обучение заканчивается и, соответственно, нужно представить какой-то проект, который покажет тебя как специалиста. Вот, например, тема моей Дипломной работы была «Полупроводники», а твоя дипломная работа - это сам спектакль?

- Да-да.

- Но, в отличие от моих полупроводников, мою работу видел только руководитель проекта и комиссия, твою работу увидят все наши горожане. У нас будет возможность это оценить. - Я очень надеюсь, что зрители поддержат мою работу. - Давай расскажем слушателям людям немного о пьесе, если можно.

- Не скажу что это легендарная пьеса, но она достаточно известна. Она современна. Автор пьесы -Биляна Сбрлянович из Швеции. Она сербка по национальности. Написана эта пьеса, конечно, под определённый конфликт - государственный переворот в Югославии. Но мы не берем за основу этот факт, но всё же он был прописан и изначально лежит в основе пьесы.

- О чём это спектакль, о чём эта история?

- Спектакль, по большей части, о взаимоотношениях отцов и детей, отцов и матерей, матерей и детей. И скажем так, отношения с ближним кругом – друзьями, и так далее... Ещё и о контрастах. Это я так, немного далеко от конкретного ответа, дабы сохранить небольшую интригу.

- Тем не мене, на афише написано что это «не бытовая драма». То, что это драма, понятно. А что значит «не бытовая»?

- Дело всё в том, что, казалось бы, по сюжету на сцене будет семья, но семья не как таковая… Там не будет настоящих мамы и папы, там будет просто «фиксация» их. Поэтому я не могу сказать, что это прямо – таки, бытовая драма.

- Меня поразило то, что актёры в пьесе могут меняться ролями, местами, и даже полами.

- Есть такое, но мы решили отказаться от этого. Мы так и не увидели, что автор хотел этим показать. Ну да, конечно, когда мужчина меняет свои гендерные признаки, а в следующей сцене выходит как девушка, это уже в принципе смешно, но нам, скажем так, это не понадобится. И без этого есть о чём говорить.

- Ну, японский театр - это исторически практикует… Но мы сейчас немного о другом. Сколько человек занято в этом спектакле?

- Артистов на сцене будет всего четверо. Больше не добавится и меньше тоже не станет. Но, конечно, в подготовке спектакля занято гораздо больше человек. Это же тяжело, четыре человека, которые не отпускают ваше внимание на протяжении всего действия. То есть, в принципе, всё на них завязано. От начала до конца, абсолютно.

- Насколько тяжело проходят репетиции? Насколько сложно вынашивать те образы, которые придется проживать?

- Трудности есть, потому что очень много приходится осознавать. Понимаете, иногда нужен большой опыт, актерский опыт. Чтобы у тебя было актёрское понимание того, что задумано драматургией. Потому что персонажи с очень резкими эмоциональными перепадами. Перепадами настроения и перепадами взаимоотношений, и так далее. Поэтому это всё приходится детально объяснять для того, чтобы понять мотивацию тех или иных поступков персонажей. В этом трудности есть, но мы ищем и находим логические объяснения поступкам каждого персонажа. Чтобы для зрителей они были очевидными.

 - Какие самые большие трудности, на твой взгляд, возникли при создании этого нелегкого спектакля? Стоит вспомнить, что в качестве режиссёра, это уже твоя вторая работа на сцене Котласского Драматического Театра. Такая серьёзная пьеса, взрослый спектакль, который состоит, как лоскутное одеяло, из множества историй, артисты постоянно перевоплощаются. Непростая работа. Ещё и дипломная. Что было самым сложным в процессе работы?

- Всё было непросто. Процесс ещё продолжается. Самое сложное, пожалуй, это было выйти на контакт с драматургом и, всё-таки, получить разрешение.

- Контакт состоялся?

- Да. Мы договорились о том, что эту пьесу будем ставить.

- Есть такая добрая традиция, приглашать драматурга на премьеру.

- Я не знаю, может быть и было приглашение, но если она (автор пьесы) так сложно выходит на контакт… (смеётся). Сложно правильно выбрать пьесу. Наверное, это самое сложное. Ну, а дальше всё время по одной и той же отработанной схеме. Набираешь себе команду художников. Как раз так оказалось, что мне не нужно было искать пьесу, и художница Наталья Полякова предложила «Семейные Истории». Эту пьесу я читал, и даже видел спектакль в замечательной постановке театра «Современник» 2003 году. Мы нашли актуальность этой пьесы и, скажем так, стали её раскручивать, начали разговаривать и детально работать с Натальей и хореографом. Кстати, хореограф - дочь Натальи, Дарья Полякова. Она ставит замечательные танцы и пластику. И не только танцы. Далее создание художественного образа спектакля, декорации, костюмы в зависимости от характеров персонажей, что сказал главный режиссёр, и так далее.

- Но вернемся к твоей первой режиссёрской работе - «Сказке о Маленьком Лисёнке». Этот спектакль в репертуаре театра достаточно долго. Где было сложнее?

- Там, наверное, сложнее было. Потому что когда ты, всё-таки, ставишь курсовую работу, а я только три курса закончил института. И на практике до этого я себя ещё не проверял. Не проверял, смогу ли вообще, и как я смогу заинтересовать всю группу, которая будет создавать это. Проверка была хорошая и, наверное, сложнее было ставить сказку. Это сложный жанр, конечно. Изначально сказку ты же ставишь на определенную возрастную публику. То есть, подростков, либо на дошкольников. Детей не обманешь. Вот, наверное, в чем была сложность.

- Немного о театре. Труппа театра меняется постоянно, меня это очень радует. Ведь чем больше новых лиц, тем больше возможности у самого театра поставить какие-то новые спектакли, искать новые образы. Когда ты ограничен в типажах и амплуа, очень сложно выстраивать репертуар. Сколько сейчас работает театре артистов?

- Боюсь ошибиться. Кажется, двадцать восемь.

- Труппа театра - это всегда дефицит. Особенно трудно с мужским полом. Ставить спектакли, рассчитывая только на женщин, - тоже нехорошо.

- Конечно, дефицит всегда есть. Но женщин и мужчин сейчас достаточно. Пока мы справляемся, есть некий баланс. Трупа периодически пополняется молодыми кадрами. Молодёжь нам нужна, как и в любом другом театре. Главное успеть притереться, почувствовать друг друга. Потому что мы постоянно находимся в потоке и нужно друг другая понять, понять и сработаться. Ещё есть амплуа. Хорошо, когда в театре всегда есть «ассортимент». Его всегда можно правильно применить.

- Вот вопрос опять же как к режиссеру. Распределение ролей. Все ли принимают распределение ролей адекватно? Не было ли претензий? Были ли такие моменты, когда доходило до конфликта?

- По большей части, инициатива исходила от меня. Это было по умолчанию. Я говорил ребятам: «Будьте готовы к тому, что внутри группы я поменяю вас местами». В итоге, распределение мне показалось удачным, и никто потом ко мне не подходил.

- Есть такое, широко цитируемое высказывание Валентина Гафта «Театр- это террариум друзей». Как в нашем театре обстоят с этим дела? Есть ли дружба среди актёров, террариум ли это или это некий «творческий котелок»?

- Я не могу называть его «террариумом» в любом случае. В любом театре, в любом коллективе, это есть, и это нормально. А в нашем случае это вдвойне нормально. Но до столкновения каких-то взглядов на одно и то же произведение мы всегда можем прийти к компромиссу или даже к третьему чему-то. Не могу сказать, что мы там прямо всё время дискутируем, или у нас диспуты. Нет-нет, по большей части, всё идёт вполне мирно, и мы профессионально подходим к материалу.

- О гастролях. Как часто они случаются?

- Гастроли бывают не так часто, как это хотелось бы. Наверное, потому что, на мой взгляд, гастроли это весело. Да, да, совершенно верно. Во-первых, это весело.

- Мне кажется, что гастроли, всё-таки, помогают набраться каких-то новых впечатлений, «пощупать» другую публику, ну и себя показать - других посмотреть.

- Если честно, по большей части гастроли у нас по Архангельской области. Традиционно осенью и летом. Но есть и фестивальные гастроли. Сейчас всё чаще и чаще. Это очень здорово, что мы можем выезжать. Даже удаётся обменяться опытом. Смотрим другие спектакли. Смотрим, как другие артисты играют. Ну, и в принципе, посмотреть, как другие режиссеры трактуют ту или иную пьесу, в каком решении они создают спектакль, и так далее.

- Сейчас задам каверзный вопрос. Сколько лет ты работаешь в нашем театре, или как говорят в театре, служишь?

- Уже 9 лет практически.

- Какой твой самый любимый спектакль? Неважно, участвуешь ты в нем или нет в качестве артиста?

- Самый любимый спектакль - это, наверное, тот, музыка из которого до сих пор в моём плейлисте. Это «Серебряные Крылья». Он мне дорог потому, что это и не сказка совсем была. Сказка, и в тоже время там всё очень серьёзно. Там много доброты и надежды на что-то светлое каждую секунду. Включаешь музыку и всё - полностью там оказываешься, в спектакле.

- Сможешь ли ты себя назвать абсолютно творческим человеком или прагматичным? Или в тебе и то, и другое?

- А без этого никак. Приходится всё равно быть холодно-объективным, то есть уходить от творчества. Всё-таки, творческий человек может позволить себе оторваться и абстрагироваться от всего. Я не могу. Потому что приходится и сметы иногда подписывать.

- А бывает так, что исходя из сметы, приходится менять художественный замысел?

- Нет, об этом не стоит вопрос. Всё-таки художественный замысел не меняется. Любой спектакль создается командой профессионалов и уже команда решает, как спектакль будет реализован.

- Наш театр провинциальный. Провинциальный, в данном случае, - это хорошее слово. Мы действительно находимся в провинции. Так вот, театр провинциальный - это приговор? В силу наших обстоятельств, в силу ограниченного числа зрителей, от ограниченности в поисках новых «ниш», новых жанров, хронической недофинансированности, в силу отсутствия нормальной материальной базы и так далее.Вот в силу последних названных, материальных составляющих, базовых составляющих и технических характеристик самого здания… Но мы- профессиональный провинциальный театр. Нам есть чем гордиться. И точно такие же провинциальные театры покоряют столичные сцены и заявляют свои работы на «Золотой Маске». Сейчас много новых решений, новых форм спектаклей и даже новых форм театра, в принципе. Поэтому нет, не могу сказать, что мы где-то в стороне. Мы со всеми в потоке. Но есть и свои моменты.  

- Давай немного поговорим о прошедшей новогодней премьере. Спектакль «Маугли», где ты в главной роли. Маугли - это, по сути ребенок. Сложно ли играть ребёнка в твоём возрасте? Ты очень молодой человек, но тем не менее, как-то уже на подростка «не тянешь».

- Ну, конечно же, сложно. Это, всё-таки детская психика должна быть. Но в условиях человека, выросшего в стае с волками, всё вполне оправдано.

- Сколько человек на сцене? Сложнее ли артисту существовать в спектакле, когда на сцене всего четыре человека, или же когда наполнена артистами?

- Ну, скажем так, когда у тебя «малонаселенный» спектакль, ты в принципе, можешь немножечко «отпустить» ситуацию и уже к партнеру не такое предельное внимание идёт. Ну, то есть, переживания за него. Здесь, всё-таки, кроме наших старших заслуженных артистов, участвовала практически вся труппа, плюс ещё Студия «Ёжики». Представь себе, когда, например, свои сцены ждёт за кулисами 32 человека, и каждый должен встать в определенную точку, конечно, внимание должно быть обострено. Уже немножечко опасаешься и переживаешь больше за партнеров.

- Как зрители приняли Маугли? Все ли понравилось? Всё-таки, это маленькие дети, новогодняя сказка, хороводы у ёлки.

- Несмотря на то, что «Книга джунглей» Киплинга очень большая, у режиссера постановщика Натальи Шибаловой получилось найти такое решение, чтобы за один час как бы рассказать эту историю.

- Вот у меня с детства тянется «клише» из советского мультика про Маугли. И что бы я ни делал, Маугли для меня навсегда это образ того мальчика из мультика с кинжалом на груди. И набор цитат: «Акелла промахнулся…!», «А мы уйдём на Север...!», «Мы с тобой одной крови!» и так далее… Как от этого избавиться и выбросить это из головы при создании своего образа?

- Ну, у нас же все равно своя какая-то пластика. Выше головы не прыгнешь. Как мульти герой, так же прыгать на лианах на сцене невозможно. Все равно у нас получилось оригинально и не похоже на советский мультфильм.

- Наши зрители не всегда знакомы с тем, как устроен театр. Нет ли практики проводить экскурсии по его «внутренностям»? Это же очень интересно!

- Время от времени у нас проводятся такие экскурсии.

- Это просто здорово. Обязательно нужно сходить и посмотреть из чего сделан настоящий театр. Там работает много людей, которые не выходят на сцену. Это постановщики-хореографы, художники, монтировщики, столярный цех, бутафорский, швейный, звукорежиссёры, осветители, парикмахеры и ещё много всего того, что скрыто от глаз простого зрителя.

- Да, это люди, которые всегда стоят за созданием спектаклей. Это неотъемлемая часть. Когда начинается постановка, например, как в нашем случае спектакля «Семейные Истории», сразу же, отталкиваясь от пьесы и от видения режиссера придумывается художественное оформление, начинаются обсуждения на уровне макетов, эскизов. И дальше начинается работа всех цехов, рождаются новые совместные идеи и уже до самого выпуска спектакля идёт борьба. Это и есть творческий процесс.

- Потом приходит музыкальное решение, начинают работы другие цеха, начинают готовить декорации, бутафор начинает изготавливать некоторые элементы реквизита, заведующий постановочной частью придумывает, как и из чего это все сделать и сколько это стоит.

- Всё верно . В моём случае, музыкальное оформление — это тоже инициатива режиссера. Сейчас музыку к спектаклю стали придумывать вместе. Ну, то есть изначально я как бы предложил, что там может быть, в каком ключе. У нас каждый имеет право предложить свое музыкальное оформление. Вот это и называется творчество, «творческий котёл». Когда что-то рождается. Когда реализован общий замысел.

- А потом приходят зрители, погружаются в спектакль и видят на сцене не переодетых артистов, а реальных живых героев. И потом, этот зритель плачет настоящими слезами, сопереживая персонажам. Возможно, это и есть настоящее чудо. Настоящее волшебство театра. И работать в театре это настоящее счастье. Счастливый вы человек, Степан Рожкин! 

 

- Уже не так много времени осталось до премьеры спектакля «Семейные Истории». Всё ли в порядке, всё ли успевают ли артисты?

- Да, у нас всё под контролем. Стараемся все держать под контролем, чтобы ничего не упустить. Всё должно выйти в назначенный срок на том уровне, который мы сами себе поставили.

- Нет ли такого ощущения, что чем ближе к финалу, тем более приходит чувство того, что нужно что-то переделать в корне, вернуться к началу?

- Такого вот прямо категоричного нет. Но каждый раз это приходит. С каждым спектаклем. Что вот если бы ещё 2-3 репетиции, то можно было бы… Нет, надо себя готовить к тому, чтобы в любом случае, все было готово в срок и сделать всё так, как задумывали. Успеем! Успеем!

- Четыре артиста находится на сцене. Кто эти люди?

- Это Валерий Селёдкин, он один из главных персонажей, это Светлана Истомина, которая занята в спектакле, Анна Егорова и вновь прибывшая молодая артистка Анна Прошутинская. Ну и вчетвером мы с ними пытаемся «договориться» на площадке.

- Когда ставит спектакль артист, существует ли субординация? Когда вы находитесь «на равных», приходится ли осаживать людей, либо это общий творческий процесс?

- Ну есть предпосылки на такие моменты. В нашем случае это было оговорено сразу и заранее.

- Режиссёр Степан Рожкин жёсткий?

- Нет. Не категоричный, не жёсткий… Я всё-таки стараюсь и пытаюсь услышать артиста, когда он задает вопрос. Могу быть с чем-то не согласен, а могу получить ответ конкретный на ту или иную ситуацию на тот или иной момент. Ну, что такое жёсткий режиссёр? Это, прежде всего, диктатор. А если он диктатор, то тогда как о самом творчестве можно говорить?

- Когда человек диктатор, он никого не слышит.

- Да, мы уже говорили. Если у человека самоуверенность слепая, то можно попасть куда-нибудь в ненужное место и в принципе… промахнуться.

- Какие планы? Дурацкий вопрос, но тем не менее, вопрос режиссеру, который ставит свой первый вечерний спектакль в рамках нашего театра. Какие планы творческие?

- Есть задумки, есть, и скажем так, фантазии по поводу новых спектаклей, есть уже даже спектакли, которые хотелось бы поставить. Есть пьесы, с которыми хотелось бы поработать. Не могу, Григорий, сразу точно сказать какие проекты хотелось бы осуществить. Например, детские спектакли поставить. Например, «Незнайка на Луне» Николая Носова или что-то в этом роде. У меня есть дома сборник в трёх томах. Это наши такие интересные сказочки.

- Ярко прописанные герои, и их много, они все разные, они все сказочные..

- Да-да. Ну, а в первую очередь, это сейчас подготовка и выпуск этого спектакля («Семейные Истории») и подготовка к госэкзаменам, которые тоже состоятся уже через два месяца.

- Степан, у тебя есть замечательный способ, с помощью радио, пригласить зрителей на премьеру. Зачем должны прийти и что должны увидеть?

- Уважаемые зрители! Мне очень хочется, чтобы вы пришли к нам на спектакль «Семейные Истории» посмотреть на всевозможные различные взаимоотношения. Конечно, каждый взрослый видел в своей жизни много историй, ситуаций, но мы постараемся вас удивить и поставить перед вами некоторые вопросы, чтобы вы попытались на них ответить. Ну, и конечно же, 14 и 15 февраля приходите на премьеру в Котласский Драматический Театр, посмотрите премьеру сами и поддержите. Спасибо.

- Спасибо. Нашим гостем сегодня был Степан Рожкин. Я искренне желаю, чтобы премьера прошла удачно, чтобы всей команде спектакля принесла она душевное успокоение. И, конечно же, хороших оценок в дипломе, чтобы когда-нибудь мы увидели режиссера Степана Рожкина, как минимум, на «Золотой маске». Удачи!

- Договорились!

Комментарии оскорбительного характера и с использованием ненормативной лексики, а также ссылки на сторонние ресурсы, не имеющие отношения к обсуждаемой теме, удаляются.

Авторадио не несет ответственности за содержание комментариев.

Ещё новости