Автоликбез

Авторская программа Юрия Гейко для братьев-автомобилистов, собратьев-пешеходов, а также для честных и профессиональных сотрудников ГИБДД

Юрий Гейко

Юрий Гейко

Авто-авторитет
Написать письмо автору

ПНВТСРЧТПТСБВС
12:5012:5012:50
Время выхода программы в часовом поясе GMT +3 (Москва)
Сетка вещания по часовым поясам
28 октября 2016

Первый снег для водителя


Особенный водительский день в году. Это день, когда выпадает первый снег. Да, я его жду, по утрам выглядывая в окно. Потому что в этот день, каждый год, я откладываю всё и еду на площадку недалеко от дома, чтобы вспомнить скользкую езду. Обязательно! Вспоминает не столько голова, сколько тело, руки – весь организм. За полгода он настроился совсем на другое. И вдруг, звонок: «Юрий Васильевич, руководство автодрома Федеральной службы охраны рассматривает вопрос о приобретении стендов, имитирующих зимнюю езду – мы приглашаем вас в качестве эксперта».



Еще бы я не приехал! Во-первых, чисто инженерное любопытство бывшего испытателя: а как они там гололед делают? Беговые барабаны маслом поливают, что ли? А во-вторых, если стенд неплох, то для меня зима чуть раньше, чем для других начнется: потренируюсь! Но каким же оказалось мое удивление от этого стенда! Нет, там не барабаны, политые маслом, там машина ездит по сухому наждачному асфальту, но - как по хоккейной площадке, с такими заносами!.. Как просто и как гениально, оказывается, можно сделать из сухого наждачного асфальта и чистый лед, и укатанный снег, и снежную кашу! Вот вы, инженеры, с высшим образованием, догадайтесь хотя бы до принципа такого стенда?..


Даю подсказку: когда возникает занос? Когда коэффициент сцепления колес с дорогой резко уменьшается. А как его можно уменьшить принудительно, безо льда? Ответ: уменьшив площади пятен контакта колес с дорогой. А как их уменьшить? Ответ: приподняв автомобиль, вывесив его. Как? Как домкратом, за кузов? Но ведь при этом разгрузятся подвески и изменят кинематику своей работы, что не есть хорошо для чистоты эксперимента. Тогда - как? А просто: приподнять автомобиль, уперев домкраты в нижние рычаги и поставив сами домкраты на колесики – пусть катаются вместе с автомобилем. Итого – имеем две независимые друг от друга домкратные штанги на пневматических колесах – для переднего моста и для заднего. Упираясь с разной силой в нижние рычаги подвесок, они весь автомобиль приподнимают, позволяя для каждой пары колес делать какой угодно коэффициент сцепления: для передних, например, - лед, для задних – снег. Знакомьтесь: разработка ученой мысли университета имени Баумана – и студентов, и преподавателей - отечественная. Аналогов в мире нет. Похожее – есть.


Весь световой день на автодроме ФСО я вспоминал скользкую езду: змейки, переставки, объезды препятствий, и всё это - на разных скоростях. Конусов пластиковых насбивал с десяток. Прошу учесть: все электронные системы безопасности фэсэошного «Мерседеса» были отключены. И вот мой экспертный вывод: данный стенд в полной мере позволяет воспроизводить многовариантные условия зимней езды. Единственное пожелание: её имитацию необходимо производить по разным методикам для двух групп водителей: на автомобилях и с передним приводом, и с задним.


Понимаю, что до первого снега в нашей огромной стране этот выпуск «Автоликбеза» не везде успеет – где-то он выпал. Но даже, если снега нет, имейте в виду, что на эстакадах и мостах уже скользко: сбавляйте скорость и уходите из левого ряда: если встречного занесет, вам тогда вряд ли что поможет. А в первые снежные дни – даже если вы себя считаете водителем опытным – пропустите «день жестянщика». Оставьте машину на стоянке. А как все попривыкнут, - езжайте. И если вам не удастся потренироваться на снежной площадке, все равно помните восточную мудрость: безопаснее быть бараном в стаде мудрецов, чем мудрецом в стаде баранов.


Малый коэффициент сцепления зимой колес с дорогой - не главная опасность, к этому привыкаешь. А вот к неравномерности
этого самого коэффициента привыкнуть невозможно: под правыми – укатано, под левыми – лёд с кусками асфальта: из-за этого и занос. И не обязательно на повороте - при торможении и разгоне тоже.


Поэтому главное зимнее правило, которое вы, конечно, знаете, но я напомню: всё делаем очень плавно! Как? Как старшие, как гонщики давным-давно учили: «Представь, Юрок, что на торпеде стоит стакан с водой, налитый на две трети, и её никак нельзя расплескать». Да что там темнить – признаюсь: даже наливал я стакан и ставил, но… до первой ямки. Вот так.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


Загрузить ещё

Комментарии оскорбительного характера и с использованием ненормативной лексики, а также ссылки на сторонние ресурсы, не имеющие отношения к обсуждаемой теме, удаляются.

Авторадио не несет ответственности за содержание комментариев.