Автоликбез

Авторская программа Юрия Гейко для братьев-автомобилистов, собратьев-пешеходов, а также для честных и профессиональных сотрудников ГИБДД

Юрий Гейко

Юрий Гейко

Авто-авторитет
Написать письмо автору

ПНВТСРЧТПТСБВС
12:5012:5012:50
Время выхода программы в часовом поясе GMT +3 (Москва)
Сетка вещания по часовым поясам
17 июня 2014

ИМПЕРАТОРСКИЕ ГОНКИ. Первые гран-при в истории России

Фото с сайта www.diecar.narod.ru
Если Россия отстала в рождении своего первого автомобиля от мира на девять лет, то с первой автогонкой она отстала всего на четыре года – от Франции. Естественно, гонялись на импортных, как бы это сказать… не драндулетах, нет, и не на «самобеглых колясках», как было в патенте Карла Бенца, а… скажем так, как писали тогда газеты: «стартовали на моторах»!

И случилась первая автомобильная гонка в России 11 октября 1898 года. Честно говоря, назвать-то ее «автомобильной» язык не поворачивается. Потому что из семи стартовавших шесть «моторов» были французскими мотоциклетками-трехколёсками и лишь один - громоздкий «Бенц» с одноцилиндровым двигателем о шести с половиной лошадиных силах представлял гордое племя автомобилей. Он казался чудом прогресса и тянул экипаж из пяти человек. На мотоциклетках с мощностью двигателей в четыре раза меньшей ехали по одному.

Гонка проходила под Санкт-Петербургом. На сорок верст – это 43 километра, стартовали с интервалом в две минуты. Народу понаехало изрядно – это было диво дивное. Но поскольку именно в этот день выпал первый снег, обильный, то все, в том числе и гонщики, гадали – поедут «моторы» по снегу или нет?

История умалчивает, были ли у тех мотоциклеток шины-«дутики», то есть – пневматические, но если и были, то не из резины, а из специально обработанной кожи, а вот никакого протектора у них наверняка не было: не знал еще мир, что такое протектор-грунтозацепы.

И первая в России гонка началась! И номером один рванул немец фон Лоде, но!.. Встречные сани русского мужика уже через минуты опрокинули его трехколеску в сугроб. Жив остался немец, но - сошел.

Вторым через сорок минут сошел француз, тоже на трехколеске - забарахлил двигатель.

До финиша добрались пятеро. Последним пришел тяжеленный «Бенц». А вот первым, со временем один час 33 минуты, был наш соотечественник – тоже на трехколеске – Павел Беляев! Его скорость по дистанции была поистине бешеной - 28 километров в час!

Эти первые гонки «моторов» в России словно плотину прорвали – состязания «механических чудовищ» устраивали газеты и журналы, всякие общества и меценаты – гонок разного рода было так много, что пришлось создавать РАО – Российское Автомобильное Общество. И главным его автомобильным призом стал… Кубок Беляева!

И скоро, в десятом году, РАО – а значит, и все гонки, - приобрели высочайший ранг и престиж: РАО стало ИРАО – императорским! И гонки на приз императора стали самыми престижными.

Но - сто лет назад, совсем накануне первой мировой, - в мае 14 года в России появился… «Гран При»! Не «научный» «Гран При», как в 18-м веке, в Европе. Не «лошадиный», как в 19-м, а автомобильный российский «Гран При»!

Да, да, - раньше, чем в «Формуле один»!

Как же он родился – наш, родной, русский «Гран При»?

Именно там, на том же месте, где стартовала первая российская гонка «моторов» спустя шестнадцать лет стартовал и первый российский «Гран При». Вот только рекордные скорости за эти годы выросли с 28-ми километров в час до двухсот!

На круговую дистанцию почти четыреста километров вышло двенадцать экипажей, из них два иностранца – немец и итальянец. И одна женщина – Елена Самсонова, на американском автомобиле.

Третьим призом после Императорского и «Гран При» был серебряный кубок русского представительства фирмы «Бош».

Первым обладателем российского «Гран При» стал немец Вили Штолль. На «Бенце» он проехал всю дистанцию со средней скоростью 124 километра в час.

С тех времен прошло ровно сто лет… И вдруг – звонок:

- Юрий Васильевич, «Олдтаймер Галерея» Ильи Сорокина совместно с фирмой «Бош» устраивают ралли ретроавтомобилей в честь столетия первой гонки на русский Гран-При! Участвуют автомобили возрастом не менее тридцати лет, есть и столетние. Старт из центра Москвы, финиш на полигоне ФСО, где испытываются и доводятся до ума правительственные автомобили и… водители. Там будут заезды на скорость и искусство вождения - «Авторадио» примет участие?

- С удовольствием! А нельзя ли мне поехать на «Москвиче», на 412-м, или на 408-м, с которых сорок лет назад начиналось моё автокрещение?

- Можно.

Ну и дела!.. Я давно хотел попасть на автополигон ФСО – о нем рассказывают легенды. Представьте, что такое спустя много-много лет нюхнуть юности? После нынешних автосовершенств сесть за руль убогого, тяжелого, неуклюжего, но навсегда прекрасного «Москвича»!..

Поеду, постараюсь проехать достойно и – расскажу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


Загрузить ещё

Комментарии оскорбительного характера и с использованием ненормативной лексики, а также ссылки на сторонние ресурсы, не имеющие отношения к обсуждаемой теме, удаляются.

Авторадио не несет ответственности за содержание комментариев.