Большое путешествие





Программа для тех, кто не представляет путешествия без автомобиля







ПНВТСРЧТПТСБВС
09:1007:40
Время выхода программы в часовом поясе GMT +3 (Москва)
Сетка вещания по часовым поясам

20 октября 2010

Путешествие по национальным паркам. Gran Paradiso

Скачать

Привет, друзья! В эфире «Большое путешествие» и я, Станислав Кучер. Продолжая рассказ о лучших национальных парках планеты, сегодня я хочу познакомить вас с Гран Парадизо – старейшим природным заповедником Италии. Одновременно простодушное и пафосное имя – Большой Рай – говорит само за себя. Впрочем, изначально Гран Парадизо – это название горного пика, склоны которого однажды оказались единственным в Италии местом, где сохранились альпийские горные козлы. И вот сначала король Эммануил Второй, заботясь исключительно о собственном досуге, превратил полтора века назад эти склоны в королевский охотничий заповедник, а затем его внук в начале 20-х годов прошлого века объявил эту территорию первым итальянским национальным парком. Откройте любой местный справочник – и вы улыбнетесь – о том, как успешно идут дела в Большом Раю, сами итальянцы все эти годы судили именно по количеству горных козлов. Когда-то их осталось всего сто – и тогда было проще въехать на военную базу, чем в этот парк. Сегодня – больше четырех тысяч. С козлами все в порядке, а, значит, можно смело отправляться в путь – поверьте на слово, не козлами едиными живет этот уникальный край!

***

 Я вообще не представляю, как можно путешествовать по Италии без машины. А потому неважно, куда вы прилетели изначально – в Рим или в ближайший к парку Турин, первое, что вам надо сделать еще в аэропорту – это взять напрокат автомобиль. Италия – не нашпигованная понтами Россия. Главные требования к машине здесь – чтобы она была быстрая, маневренная и при этом не слишком большая – для удобства парковки. Запомните сразу: в Италии к машинам в принципе относятся проще, чем у нас, на звук паркуются не только дамы, а потому неплохо, если у вашего авто будет крепкий бампер. Размерами Италия, как известно, поменьше Красноярского края, однако, как шутят на востоке страны, если ее разгладить утюгом, получится как вся Европа. Альпы, в том числе и та их часть, куда отправимся мы, диктуют к машинам отдельные требования. Местные жители по сей день предпочитают ручную коробку передач и всегда, даже летом возят в багажнике комплект зимней резины, а зимой – непременно еще и цепи. Мы с другом Сергеем оказались в Турине как раз в конце октября. Нашим домом на колесах был «Форд Искейп» (400 евро в неделю). В предгорье светило солнце, кругом было много зелени, и мы, помню, сильно удивились, когда хозяин небольшого кафе на окраине города, узнав, что мы собираемся в Гран Парадизо, посоветовал непременно «переобуться» в зимнюю резину. «Да здесь же все сухо, и температура плюс 20!» - попробовал спорить я. Но 60-летний Марио сказал, как отрезал: «Во-первых, самые красивые места в парке находятся на высоте от километра до четырех, а там, особенно по вечерам, даже летом бывает прохладно. Сейчас же, если соберетесь ночевать в машине, без теплых спальников точно замерзните. Плюс шины. Если вы не в курсе, то для шин зима начинается вообще при плюс 7 градусов…» Короче, нашими главными покупками перед путешествием в горы стал набор термобелья, два теплых спальника и комплект зимних шин «Мишлен» которые не только надежны на зимней дороге, но и экономят расход топлива. Старик Марио оказался прав: возможно, если бы не эти покупки, про путешествие вам рассказвал бы сейчас кто-нибудь другой . *** Сейчас же подробнее о самом парке. Гран Парадиз – это единственный заповедник в Европе, в котором зеленые альпийские луга сочетаются с ледниками, а средняя высота, с которой начинаются пешие маршруты – 2000 метров. Помимо легендарных козлов, здесь обитают десятки разновидностей всякой живности, читая перечень которой, нет-нет да и вспомнишь спектакль «Квартета И». Одни птицы чего стоят: «мохноногий сыч», «белобрюхий стриж», «альпийская завитушка». Впрочем, мы с другом никогда не были юными натуралистами, а потому, наверное, наша поездка по парку оказалась бы совсем короткой, не встреть мы вечером перед въездом на территорию компанию веселых французских студентов, которые приехали сюда из соседнего французского заповедника Валуаз. Мы познакомились за ужином в уютном ресторанчике домашней альпийской кухни в деревне Сан Коломбано. Ребята и девчонки оказались студентами-журналистами, что, как вы понимаете, сразу помогло найти нам общий язык и далее путешествовать двумя машинами (восьмерым французам в одном мини-вэне оказалось тесновато, а так мы двоих забрали к себе). Мы много катались по горному серпантину, за каждым поворотом нас ждали сказочные виды, которые раньше были доступны только горным козлам, а теперь открылись и нам, и как тут добрым словом не помянуть новую резину, которая отлично показала себя и на заснеженных участках дороги, и на обледеневшем асфальте. Забавно, но тех самых козлов, о которых везде пишут, мы, кстати, за все трое суток исследования заповедника так и не увидели! О ночлеге. Сам парк занимает территорию в 700 квадратных километров. По периметру его легко можно объехать за день. Естественно, вокруг Большого Рая полно отелей, апартаментов и кемпингов разной степени доступности – от 20 евро за ночь в кемпинге до 500 в шикарном лодже. На территории же самого парка обустроенных мест для ночлега немного, зато именно в них, на мой вкус, следует останавливаться. Это – горные приюты и хижины. Звучит не очень, но, поверьте, с уютом крепко сбитой из сосновых бревен и местами еще пахнущей смолой деревянной избушки не сравнится никакое 6-звездочное шале. Примостились эти милые заведения у обочин узких, но зато идеального качества дорог, так что, въехав в парк, у вас не будет проблем найти любое жилье – от спартанского варианта с двухъярусной кроватью (как в нашем с Сергеем случае) до двухкомнатного домика с камином, гостиной и огромными старинными кроватями (тоже в нашем случае, только с участием французских коллег)

***

 Теперь об особенностях вождения в самом парке и его окрестностях Гран Парадиз связан с соседними Швейцарией и Францией отличными скоростными автотрассами. Заправок много, придорожных кафе и магазинчиков тоже – ощущения абсолютно дикой природы, пребывания «между ничем и ничем», как где-нибудь в Монтане или Восточной Сибири вам не грозит. На автомагистралях можно разгоняться хоть до ста семидесяти – безопасность гарантирована великолепным дорожным покрытием, общение с полицией в случае таких скоростей – уже ваш личный выбор. Но вот вам совет, которым пренебрегать не советую ни в коем случае: на территории парка внимательно следите за КАЖДЫМ дорожным знаком. В России бывает так: на знаке перед поворотом написано ограничение «20 км» - но вы легко и безопасно пролетаете поворот на 60ти. Несмотря на то, что итальянцы или их соседи французы кайфуют от скорости не меньше нас, к вопросам жизни и смерти на дороге, а, стало быть и к безопасности у них отношение трепетное. То есть, если написано «крутой поворот, ограничение 15», значит, не дай вам Бог ускориться до 20! Я самонадеянно считал себя опытным водителем и, наверное, поэтому (желая к тому же произвести впечатление на нашу компанию) решил на одном из таких поворотов организовать красивый занос «попы». Предупредил: «Сейчас будет весело!» и нажал на газ… Всем, кроме меня, и правда было весело – но я-то чувствовал, что на долю секунды потерял контроль, так, что на лбу даже выступила испарина. Я остановил машину, вышел, вдохнул полные легкие густого альпийского воздуха и поблагодарил старика Марио за совет поменять резину. Наклонился, потрогал протекторы, помедитировал на каждую букву слова «Мишлен», в голове сразу всплыли классические законы: «зимой тормозной путь автомобиля может увеличиться в восемь раз…», ну и так далее. Вдруг за спиной услышал озорной голос одной из спутниц: «Было круто, но ты осторожнее. Все-таки не горный козел!» Лучшее время для путешествия по Гран Парадиз – с апреля по ноябрь. Если вы путешествуете семьей с маленькими детьми – лучше всего провести от двух до 5 дней в северной части парка – здесь, помимо сумасшедших видов, богатая инфраструктура, больше всего площадок для пикников. Если же вы считаете себя человеком подготовленным к серьезным приключениям – вас ждут южные долины. Здесь надо бросить машину в одном из кемпингов, забросить на плечи рюкзак и – вперед, в поисках вашей, одной из сотен, а то и тысяч пешеходных троп. Будет желание и время – непременно повторите подвиг исследователя середины позапрошлого века Джона Кауэлла и совершите восхождение на пик, подаривший название всему парку. А еще, если поедете зимой и почувствуете себя в хорошей физической форме – возьмите напрокат обычные беговые лыжи и обязательно оцените 70-километровую лыжню близ города Конь. У нас с Сергеем такой возможности не было, снег еще не пошел .

***

 Это была программа «Большое путешествие» и я, Станислав Кучер. Подробности маршрута, фотографии, а также другую полезную информацию вы, как всегда, найдете на нашем сайте «Авторадио.ру». На этом наше путешествие по лучшим национальным паркам мира не заканчивается. Услышимся через неделю!

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ


Загрузить ещё

Комментарии оскорбительного характера и с использованием ненормативной лексики, а также ссылки на сторонние ресурсы, не имеющие отношения к обсуждаемой теме, удаляются.

Авторадио не несет ответственности за содержание комментариев.