Большое путешествие

Друзья! Меня зовут Станислав Кучер, а мое самое любимое слово — дорога. И я безумно хочу, чтоб это слово стало самым любимым и для вас.

Станислав Кучер

Станислав Кучер

Журналист и путешественник
ПНВТСРЧТПТСБВС
09:1007:40
Время выхода программы в часовом поясе GMT +3 (Москва)
Сетка вещания по часовым поясам

31 марта 2010

Автополиция за рубежом. Часть I

Скачать
Здравствуйте, дорогие путешественники! В эфире «Большое путешествие» и я Станислав Кучер. Сегодня – одна из самых любимых моих тем, а именно: взаимоотношения с дорожной полицией. Даже в родном отечестве мне чаще всего везет и удается встречу с самым твердолобым гаишником превратить в позитивный, а подчас и полезный опыт, хотя, врать не буду, случалось всякое. А вот на дорогах дальнего и ближнего зарубежья общение с полицейскими в моем случае всегда оборачивалось крайне полезным опытом, а подчас – веселым приключением. А потому сегодня я решил поделиться с вами наблюдениями о повадках полицейских мира, нарисовать своеобразную карту ДПС планеты Земля, глядя на которую вы могли бы сразу определить, где гаишники самые строгие, где сговорчивые, где самые честные, да-да, таких в мире все-таки большинство, а где, например, самые остроумные. Плюс я расскажу вам о правах, которыми обладают дорожные полицейские разных стран и как стоит себя вести в разных дорожных историях, чтобы сэкономить деньги, время и нервы.
***
Самые спокойные и нередко до занудства принципиальные гаишники служат в Великобритании. Там единой, как у нас, службы дорожной полиции нет вообще, и каждое графство вольно решат, тратить ли деньги на собственный батальон ДПС, или доверить контроль за движением обычным полицейским. В любом случае британские дорожные полицейские обладают правами, которыми позавидуют самые нахальные их российские коллеги. Любой полицейский может вас арестовать на месте, в Шотландии – без всякого ордера не досмотреть, а обыскать вашу машину. Плюс в Британии, в отличие от России полицейские имеют законное право остановить вашу машину, попросить вас выйти, сесть за руль и умчаться, например, за преступником. Разумеется, подобное «реквизирование» автомобиля должно быть оправдано необходимостью, цитата, «помешать любому лицу, подозреваемому в совершении преступления». Есть и хорошие новости. Если в процессе увлекательной погони ваше авто пойдет, например, на таран и превратится в металлолом, полицейское управление само займется переговорами с вашей страховой компанией. А вот теперь самое интересное. Британский полицейский не имеет права перекрыть трассу для пропуска автомобиля государственного чиновника, неважно какого, хоть депутата, хоть премьер-министра. Зато они с удовольствием тормозят и штрафуют по полной слуг народа, если те нарушают правила. А еще полиция регулярно штрафует своих собственных сотрудником и, что весьма забавно, по статистике полицейские оперативнее других платят штрафы. Что, впрочем, объясняется совсем просто: если платишь по квитанции в течение двух недель, получаешь 50-процентную скидку. А вот что поразило в британской дорожной полиции одну мою знакомую, которая вместе с шестилетней дочкой однажды попала в легкое ДТП. Из багажника полицейской машины офицер извлек огромного игрушечного медвежонка и пакет с леденцами! Оказалось, это не доброта конкретного человека, а особенность системы – детские игрушки входят в спецкомплект патрульных машин и предназначены для снятия стресса.
***
Самых веселых и, я бы сказал, пофигистично ко всему настроенных дорожных полицейских я встречал в Южной Франции. Они с удовольствием поболтают с вами с вместе пошутят над тем, какими тупыми их изобразил Люк Бессон в сериале «Такси». При этом французская жандармерия – старейшая в мире структура, созданная для обеспечения безопасности на дорогах. Ей, на секундочку, почти семьсот лет! Ни в одной другой стране мира я не видел, чтобы в полиции работало столько женщин, в основном их задача – выписывать квитанции за неправильную парковку. Есть и такие, кто активно участвуют в разборе ДТП. Как-то в Ницце, застряв в вялотекущей пробке на набережной, я засмотрелся на играющих в пляжный волейбол девушек и слегка «поцеловал» вставший передо мной «мерседес». Буквально через три минуты к нам на мотороллерах подкатили две молодые дамы в белых блузках, шортах и гольфах, похожие на кого годно, но только не на строгих жандармов. Узнав, что я турист, они тут же, перебивая друг друга, изложили мне ресторанный рейтинг Ниццы, а заодно посоветовали написать в полицейском протоколе, что «это мерседес» резко затормозил передо мной. Путешествуя по Южной Европе легко сравнивать нравы и образы дорожных полицейских. В тот год, буквально через несколько дней после знакомства с французской жандармерией, я, сидя на открытой террасе в приморском итальянском ресторане наблюдал следующую картину. Двое мужчин в форме оживленно разговаривали, присев на капот новенькой «Лянчи» с крупной надписью Poliziа Stradale на боку. Вид у них был совсем не страдальческий, это я так, для тех, кто не знает, что Stradale по-итальянски значит «дорожная». Вдруг мимо на бешеной скорости промчалась спортивная машина неопознанной марки (а максимально разрешенная скорость в этом месте была не 40 километров). Что бы вы думали, эти бравые страдальцы сделали? «По-моему, это тюнингованный мицубиси эклипс 88 года», - уважительно заметил один. «Хорошо пошел, - кивнул другой. – Пошли, за Ламборгини, что ли?» И оба рассмеялись. Чуть позже я узнал, что, в отличие от большинства своих западных коллег, итальянские гаишники в принципе не должны гоняться за преступниками, им не положено осуществлять аресты. И насчет Ламборгини шутка была шуткой только отчасти! Polizia Stradale - единственная в мире дорожная служба, в парке которой есть люксовый Lamborghini Gallardo, кажется, его подарили полиции по случаю какой-то годовщины. По сути, это не столько патрульная машины, сколько скорая помощь: авто нашпигован техникой для снятия электрокардиограммы, забора и анализа крови и даже контейнерами для перевозки донорской крови и органов! Так или иначе, но итальянские дорожные полицейские – единственные из всех своих европейских коллег (не считая стран бывшего соцлагеря), с которыми в случае нарушения можно договориться. Сложно, но можно. Короче, Polizia Stradale я бы смело присвоил титул «самой праздной» дорожной службы.
***
Вне всяких сомнений, самая жесткая, бескомпромиссная, а иногда просто беспощадная дорожная полиция – в Соединенных Штатах Америки. С этими молодцами в разных штатах я за время своих многочисленных поездок по Америке сталкивался не раз. Однажды чуть было не получил по голове – когда по неопытности и по нашей привычке выскочил из машины и поспешил к остановившему меня полицейскому «Форду». Слава Богу, рукой во внутренний карман куртки не полез – в этом случае полицейский мог бы пристрелить меня на месте, и ничего ему за это бы не было. Дело в том, что в Штатах гаишники, хотя, нет, в этом случае все-таки именно дорожная полиция или дорожный патруль в основном делают как раз то, чем в других частях света занимаются силы регулярной полиции – обеспечивают порядок в городе, гоняются, догоняют, арестовывают или убивают преступников, помогают уголовной полиции. То есть по контрасту с итальянцами, если бы на глазах у американского дорожного патруля кто-то подрался, крепкие парни были бы обязаны вмешаться. Именно эта роль и объясняет все эти типично американские «штучки»: если вас тормознули – не выходите из машины, руки на торпеду, ни в коем случае не лезьте в бардачок или в карман… Просто по их логике в любом остановленном авто может сидеть преступник. Я запомнил случай в Техасе. Мы с моим коллегой, молодым репортером Андреем проехали уже почти весь штат, Алексей мирно пил пиво в пассажирском кресле, а я на протяжении нескольких километров показывал менее опытному водителю его ошибки – то заезжал правым колесом на обочину, то левым на разделительную, то слишком резко входил в поворот. Ну, и в итоге увидел и услышал полицейскую сирену. Эти двое были настоящими техасскими рейнджерами, как из кино про крутого Уокера! Я уже было распрощался с правами – в большинстве Штатов запрещено пить пиво, находясь рядом с водителем. Однако полицейских интересовало совсем другое. Открывая по их просьбе багажник, я в буквальном смысле находился под прицелом. Один светил фонарем с расстояния полутора метров, другой с пистолетом в руках стоял чуть дальше. Оказывается, сперва из-за моих маневров они приняли нас за - представьте себе – наркотрафикантов из Мексики! А, когда выяснили, что мы русские репортеры, которые предпочитают наркотикам алкоголь, сами достали для нас из своей машины упаковку свежего пива. Это я к тому, что чаще всего американский дорожный полицейский все-таки ощущает себя больше сыщиком на колесах, нежели постовым на перекрестке. Впрочем, это не мешает ему считать настоящим преступником человека, превысившего скорость, скажем, на 40 миль. За такое – сразу тюрьма. При этом принимать плату по штрафам или отбирать водительские права они, естественно, права не имеют. Да, чуть не забыл – американский гаишник всегда вызовет для вас эвакуатор или техпомощь, а также отвезет вас к ближайшему мотелю, если в дороге ваше авто вышло из строя. Мелочь, а приятно.
***
Дорожная полиция в так называемых экзотических странах – в Южной Америке, Африке, Юго-Восточной Азии – безусловно заслуживает как минимум одной отдельной передачи. Хотя бы для того, чтобы развеять расхожий стереотип о том, что в странах третьего мира полицейские легко и охотно берут взятки. Для затравки просто скажу вот о чем: Лаос (вот много ли вы знаете о Лаосе? А там, кстати, «Лексусов» не меньше, чем на Бульварном Кольце), так вот, Лаос – единственная страна в мире, где действует законодательно оформленный запрет на получение дорожным полицейским взятки – и именно поэтому проверять документы у вас будут как минимум двое гаишников. Итак, о наиболее ярких представителях дорожной полиции Старого и Нового Света я вам рассказал. Следующий раз – расскажу об экзотической полиции. Это была программа «Большое путешествие» и я, Станислав Кучер. Не скучайте в дороге! Услышимся через неделю!

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ


Загрузить ещё

Комментарии оскорбительного характера и с использованием ненормативной лексики, а также ссылки на сторонние ресурсы, не имеющие отношения к обсуждаемой теме, удаляются.

Авторадио не несет ответственности за содержание комментариев.

Голосовать за треки и добавлять их в избранное может только зарегистрированный пользователь.

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, если у вас еще нет аккаунта на сайте Авторадио. Это быстро.

ИГРАТЬ