05.02.2018 15:50

Первый после блокады

В эту субботу в Петербурге, на Финляндском вокзале, отметят знаменательную дату – 75 лет со дня прибытия первого грузового поезда с Большой Земли в Ленинград. 5 февраля 1943 года, когда с момента прорыва блокады прошло чуть больше полумесяца, была уже построена железная дорога из Шлиссельбурга в Ленинград. И по ней 7 февраля в изможденный город доставили продовольствие и топливо.

Дорога Жизни по Ладожскому озеру стала символом мужества ленинградцев и той единственной артерией, которая позволила выстоять великому городу. И как только осажденный Ленинград обрел свободу, и советские войска отбросили врага, решено было срочно возводить новую ветку железной дороги, по которой не только доставят продовольствие, но и перебросят подкрепление для Ленинградского фронта. Эта трасса должна была пройти по лесам и болотам, где нет никаких дорог для подвозки людей, техники и строительных материалов. Об этом рассказал председатель Совета ветеранов Октябрьской железной дороги Павел Марков:

«За 17 дней в освобожденной полосе южного берега Ладожского озера были построены 33 километра железнодорожного пути. Даже сегодня при наличии современной техники трудно представить, как это можно было сделать. В воспоминаниях железнодорожников, которых я знал, для людей, истерзанных голодом и холодом, такие трудовые усилия представить сложно, но они превозмогли себя и сделали это».

На протяжении этих 33 километров было построено не только железнодорожное полотно, но и аж 20 мостов, один из которых, длиной в один километр, через Неву. Это был невероятный подвиг инженерной мысли и строительного мужества. Приближалась весна и невский лед, по которому только что прошлись советские танки, не выдержал бы поезда. На дно реки вбили сваи и на них соорудили низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. И все это под обстрелами и бомбежками:

«Эта дорога была не случайно названа «коридором смерти». Она вся простреливалась артиллерией. Только на Синявинских высотах было сосредоточено 80 артиллерийских батарей, 320 орудий – это по одному орудию на сто метров пути построенной железной дороги».

И вот 5 февраля 1943 года в путь отправился первый поезд, груженный самым необходимым, что нужно было ленинградцам. Не доезжая до города, он остановился, чтобы торжественно подготовиться ко встрече с освобожденным городом. В Ленинграде, уже 7 февраля, на полуразрушенном Финляндском вокзале его встречали тысячи людей, здесь прошел митинг. И одновременно с этим в обратный путь отправился другой поезд, который повез на фронт стволы орудий, отлитые на ленинградских заводах. Так началось железнодорожное сообщение с Большой землей, которое стало главным источником поддержки городу. Об этом рассказал директор музея железных дорог Владимир Одинцов:

«1200 раз путь был разрушен и его восстанавливали. Всего перевезли 150 тысяч вагонов с продовольствием, оружием, боеприпасами и другими грузами. Это помогло нанести гитлеровцам удар такой сокрушительной силы, после которой остатки вдребезги разбитых частей врага откатились далеко на запад».

Дорога Победы работала до 10 марта 1944 года. Сейчас паровоз Эм 721−83, который привез в Ленинград первый состав после прорыва блокады, поставлен на вечную стоянку у станции Петрокрепость и входит в музейный комплекс Октябрьской железной дороги. Всего на музейном балансе шесть таких составов. Используются они в основном для съемок фильмов. Ну и раз в год они участвуют в мероприятиях, посвященных историческому событию. 75-летие будет отмечаться в эту субботу, 10 февраля. На Финляндском вокзале воссоздадут события того дня, когда в освобожденный Ленинград прибыл первый поезд с продовольствием. Начало торжеств в 11.40.

 

Комментарии оскорбительного характера и с использованием ненормативной лексики, а также ссылки на сторонние ресурсы, не имеющие отношения к обсуждаемой теме, удаляются.

Авторадио не несет ответственности за содержание комментариев.

Ещё новости