Автоликбез

Авторская программа Юрия Гейко для братьев-автомобилистов, собратьев-пешеходов, а также для честных и профессиональных сотрудников ГИБДД

Юрий Гейко

Юрий Гейко

Авто-авторитет
Написать письмо автору

ПНВТСРЧТПТСБВС
12:5012:5012:50
Время выхода программы в часовом поясе GMT +3 (Москва)
Сетка вещания по часовым поясам
6 сентября 2016

Идеальный водитель: продолжаем тему

В прошлой передаче мы с вами определили, что такое идеальный водитель и определили его составляющие. Сегодня разберем каждую. Итак, идеальный водитель это человек, умеющий риску каждой секунды движения противопоставить достаточный запас безопасности. Как оценить риск каждой секунды движения? Как научиться его прогнозировать? Предвидеть?


Оказывается, чувство опасности можно и нужно тренировать! Этому и учат во второй фазе обучения водителя во многих западных странах, когда он уже получил права. Вот как раз этому совершенно не учат у нас не только в автошколах, но и на всякого рода контраварийных курсах. На них учат, как из аварийной ситуации выходить, а надо бы учить – как в нее не попасть!


Представьте - этому можно учиться в учебном классе, потому что опасные ситуации можно моделировать! Их можно моделировать и рисунками, и схемами, и видеоматериалами, и даже просто словами! Примеры: тренировка чувства опасности: на расстоянии 50 метров друг от друга движутся в одном направлении два автомобиля со скоростью, скажем, 30 км. в. час. Передний вдруг резко тормозит - у второго водителя спрашивают: опасно? Он отвечает: нет – успел и среагировать, и остановиться довольно далеко от передней машины. Те же 50 метров между машинами, но скорость повышается: 40, 50, 60 км. в час и вот она - граница между опасностью и безопасностью: водитель учится ее и чувствовать, и даже видеть.


Второй пример: ясный день, отличная, прямая дорога – никого на ней, видимость почти до горизонта. Какая скорость тут безопасна? Любая, вплоть до максимальной? Вовсе нет, потому что вдоль дороги всегда что-то есть - кусты, дом, сарай, забор и т. п. Так вот видимость на такой дороге вовсе не те пять километров, на которые она пустая, а столько видимость метров, сколько их до того объекта, из-за которого может неожиданно появиться препятствие – машина, человек, велосипедист, куры и т. п. и поэтому скорость должна быть соответствующей.


Другой тест: город, вы во втором ряду, в первом стоит, автобус, машина – с какой скоростью надо вам ехать? Ответ: ехать и смотреть под днище автобуса – не мелькнут ли там ноги? Верно, так и едет большинство. А идеальный водитель поедет со скоростью, которая позволит ему остановиться, если из-за автобуса наперерез рванет через дорогу мальчишка. А еще лучше – мальчишка на роликах. И его уже не застанут врасплох ни опаздывающие клерки, ни нервные мамы с колясками.


В принципе, типичных аварийных ситуаций не так уж и много – несколько сотен. И почти все можно и нужно постигать в учебном классе и обязательно - в «Ютюбе», вот уж поистине бесценный кладезь чужих ошибок! Я часами разбираю там десятки самых неожиданных аварий.


Вторая составляющая нашей бессмертной формулы – уметь «нейтрализовать этот риск». Это самое простое: это значит уметь хорошо управлять автомобилем. Чувствовать его, как часть своего тела. Тут впереди, конечно, спортсмены. И – опыт. Потому что это умение пропорционально пройденным километрам. Главный учитель – сама дорога. И вдобавок обязательно - автодром.


Третье – а как определить - достаточна ли безопасность этому риску этой секунды? Здесь необходимо объективно оценивать собственные навыки управления автомобилем. И без опытных и инструктора, и психолога не обойтись.


Большой опыт накоплен в этой области в Австрии. Там на больших группах водителей провели исследования зависимости аварийности от уровня самооценки водителей, оценки ими своего водительского мастерства. Что же оказалось?


Первое – чем ниже эта оценка, тем выше аварийность. Причем у водителей с низкой самооценкой наблюдался более спортивный, рискованный стиль вождения, что ученые объясняют стремлением к некоей компенсации за неуверенность в себе. И наоборот – чем выше оценка водителем своего мастерства, тем более защитный стиль вождения он исповедует, более спокойный, надежный.


Однако, и завышенная самооценка, этакий «нарциссизм» - тоже дает всплеск аварийности. Идеальный вариант – серединка. Золотая. Кроме того, в эту третью составляющую идеального водителя входят и физико-психические данные каждого индивидуума. То есть - быстрота реакции, но сначала – быстрота соображения.


Вот и все – если все эти составляющие вы в себе развили, реально оценили, то умение противопоставить риску каждой секунды движения достаточный запас безопасности приходит как бы само собой. Сначала у вас будет запас надежности больше, потом меньше, меньше, но всегда – достаточный для того, чтобы не попасть в ДТП. Причем, не только по своей вине, но и по чужой.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


Загрузить ещё

Комментарии оскорбительного характера и с использованием ненормативной лексики, а также ссылки на сторонние ресурсы, не имеющие отношения к обсуждаемой теме, удаляются.

Авторадио не несет ответственности за содержание комментариев.