Картинка взята с сайта Autokolo.com
Бороться со сном бесполезно и смертельно опасно. Единственный способ – поспать. Но иногда необходимо до сна доехать. Немного!
Тогда надо остановиться, десять кругов вокруг машины, поприседать на одной ноге, умыться холодной водой. Минут на двадцать хватит. Плюс – волевые усилия за рулем.
«Волевые усилия» - это мысли. О любимой, о детях. Это внутренний, страстный монолог о том, как прекрасна жизнь, как хорошо она сейчас складывается: отличная работа, хорошая зарплата, карьера на подъеме, квартира есть, машина.
О том, как ужасно было бы сейчас заснуть и - из-за чего?! - все это потерять.
Тут все зависит от психики водителя, от силы его восприятия и воображения. И ещё - от его Ангела-хранителя.
Со мной такое было. В Америке, 25 лет назад, во время первой кругосветки – ее организаторы-итальянцы перепутали мили с километрами, и мы ехали, бывало, по 14 часов. А я, единственный из колонны, в машине был один. За рулем «Москвича 2141».
Ночь. Пустыня Невада. Взгляду не зацепиться. Глаза слипаются. Радио на максимум. Ору. Пою. Ругаюсь по рации на франко-итало-русской смеси. Все – за-сы-па-ю…
И тут, верно, Господь отвел: я, вдруг, вижу - откуда-то сверху, как моя жена и сыновья, все в черном, получают гроб с моим телом в Шереметьево-Карго.
Как они плачут!! Сон - отрезало.
Все это - первая стадия борьбы со сном. Часто она кончается трагедией.
Вторая стадия бывает у людей организованных, волевых – сила воли такого человека так велика, что не позволяет векам закрыться. Они открыты.
Нервы сигнализируют в мозг, что все в порядке: глаза открыты, дорогу вижу, а значит - ситуация под контролем.
Мозг успокаивается и… отключается! – водитель засыпает с открытыми глазами!
И - абсолютно незаметно для себя и пассажиров: та же разделительная полоса летит навстречу, тот же асфальт, те же звуки, те же желания закурить, почесать левый висок, но только все в машине уже почти на том свете: они несутся в лоб грузовику…
…Когда прошло потрясение от смерти Саши и его семьи, я дал себе слово докопаться до ее причины. Зная его, зная, как он ездит, я грешил только на летнюю резину – ноябрь, уже морозило. И собрался в поселок Петушки, где стояло то, что осталось от его праворульки.
Но вдруг в газете - цветной снимок этих останков: на нем ясно видна хорошая импортная зимняя резина.
И в тот же день в компьютере я натыкаюсь на статью, о которой и забыл! Мое интервью с Дедюшко для какого-то автомобильного издания!
В армии он был водителем. Однажды ночью вез пьяного капитана, тот спит. И Саша кемарит. Изо всех сил сражается со сном и… просыпается оттого, что ветки хлещут по лобовому стеклу!
Спрашиваю: «А еще такое - было? » Саша отвечает, что уже в театре подрабатывал перегонкой машин и однажды гнал из Бреста «Форд Гранаду» и – заснул. Пару раз - крыша-колеса, и на веревке до дома за грузовиком доехал.
Я опять спрашиваю: «Но больше-то ты за рулем, надеюсь, не засыпал!? »
Оказывается, засыпал! Говорит: «На мгновения, не больше. Хлестал по щекам и орал: Не спать, сука! Ты что, козел драный, хочешь здесь навсегда остаться?!? Не спать, тварь!!! »
Спрашиваю: «А что за нужда была – жизнь на кон ставить? »
«Да так, - говорит, - какую-то бумажку дома забыл. Я понимаю, Юр, глупость несусветная. Как у Высоцкого: в гости к Богу не бывает опозданий. Но с тех пор я сказал себе - навсегда: хочешь спать – остановись, поспи. Сейчас я не имею право на такие глупости – у меня семья».
Так сказал мне Александр Дедюшко.
Такой сильный мужик! Как же это могло случиться?
Саша был очень уставшим: съемки, спектакли, перелеты. Уезжая от друзей во Владимире, он сказал им: «Выспаться бы! »
Боролся он со сном целый час, до сто девятого километра. Изо всех своих спецназовских, самратовских, суперменских сил боролся. И – проиграл. Может быть, переоценил себя.
Но скорее всего – недооценил ужас под названием «сон за рулем».
ПУСТЬ НИКОГО ИЗ ВАС НЕ ПОСТИГНЕТ ТА ЖЕ УЧАСТЬ!
…Когда три гроба поплыли из Дома кино над головами сотен собравшихся - под аплодисменты, как положено на похоронах артистов, - я наклонился к жене и тихо сказал:
- Знаешь, почему за много-много лет и километров, я ни разу не уснул за рулем?
- Почему? - спросила она шёпотом.
- Потому что еще в испытательской юности мне пришлось из-за этого хоронить друзей.
На сегодня достаточно.
P. S.
Всякий раз, проезжая в сторону Владимира, я обязательно останавливаюсь на 109-м километре. И кладу цветы к мраморному обелиску на месте их гибели, где на меня смотрят такие знакомые, родные лица...
Комментарии оскорбительного характера и с использованием ненормативной лексики,а также ссылки на сторонние ресурсы, не имеющие отношения к обсуждаемой теме, удаляются.
Авторадио не несет ответственности за содержание комментариев.