Автоликбез

Авторская программа Юрия Гейко для братьев-автомобилистов, собратьев-пешеходов, а также для честных и профессиональных сотрудников ГИБДД

Юрий Гейко

Юрий Гейко

Авто-авторитет
Написать письмо автору

ПНВТСРЧТПТСБВС
07:508:2007:20
Время выхода программы в часовом поясе GMT +3 (Москва)
Сетка вещания по часовым поясам
20 декабря 2013

Системы безопасности. Что нужно знать про ABS, ESP, TCS и Brakе Assist?

Как началась зима, ко мне на почту и на сайт посыпались вопросы по электронным системам безопасности автомобиля: что это такое, а что они дают, как работают, а когда бесполезны и даже опасны?


Несколько лет назад мне посчастливилось побывать на автополигоне фирмы BOSCH за Полярным кругом в Швеции, где испытываются и дают путевку в жизнь электронным системам безопасности. Тогда в эфире «Авторадио» были программы об этом, но в России не было еще опыта в их использовании, потому что у нас автомобили с такими системами только начали появляться. А сейчас их уже много, и я понимаю, что требуются новые программы на эту же тему. Итак:


Главные требования наших людей к автомобилю - «безопасность и надежность». Когда их спрашиваешь: «А что вы понимаете под безопасностью?», почти все отвечают: «Ремни, подушки», иногда вспомнят о краш-тестах, иногда - об ABS – антиблокировочной системе.


Об антизаносной системе ESP (Electronic Stability Programme)- знают гораздо меньше. А о TCS (Traction control system)– антипробуксовочной системе и системе аварийного торможения BA (Brakе Assist) - вообще единицы.


Поэтому выбирают любые опции: ксенон, музон, кожаный салон, коробку-автомат, кроме самых нужных, обеспечивающих безопасность.


Начнем с того, что российские лидеры безопасности – ремни, подушки, краш-тесты – все это средства пассивной безопасности, а системы АBS, ESP, TCS и ВА – активной. Пассивные это те, которые в ДТП спасают жизни и здоровье, а активные – те, которые ДТП предотвращают.


(Отмечу в скобках, подушки спасают жизнь даже в самых страшных авариях, но могут убить человека при пустячном столкновении – если он не пристегнут. Его тело идет вперед и получает удар подушки, равный чемпионскому боксерскому, отчего часто перебиваются шейные позвонки.)


Принцип работы ABS: датчики, установленные в районе ступиц колес, получают и передают информацию 25 раз (!) в секунду. И когда автомобиль движется, а колесо стремится перестать вращаться, они молниеносно снижают давление в тормозной системе, растормаживают колодки. И как бы остервенело вы не давили на тормоз, колеса продолжают вращаться, обеспечивая при этом и максимальное торможение, и управляемость!


Те же датчики обеспечивают и работу антипробуксовочной системы TCS – когда вы, застряв, начинаете газовать, автоматика отстраняет вас от управления педалью газа, а управляет двигателем сама: ровно столько дает ему топлива, чтобы колеса не пробуксовывали и ваш автомобиль смог выбраться на дорогу.


Противозаносная система ESP, или система динамической стабилизации, гораздо сложнее, но строится она тоже на базе ABS, только добавлены датчики угловых скоростей, угла поворота руля и датчик угла рыскания автомобиля. Как только ваш автомобиль получает хоть какое-то смещение относительно вертикальной оси, то есть – идет в занос – электроника тут же «придушивает» обороты двигателя и одни колеса подтормаживаются, другие ускоряются, и автоматика автомобиль выравнивает. О ее работе вам подскажут небольшие толчки то справа, то слева – это электроника, подтормаживая колеса, выравнивает вашу машину.


ESP, пожалуй, самая важная и нужная опция современного автомобиля. Но только не думайте, что она всесильна и спасает в безнадежных ситуациях даже дурака. Нет – она спасает умного и не слишком опытного водителя, который ошибается. Как? Расскажу.


А когда я летел за Полярный круг, я думал: да я бы не выходя из дома и Интернета, описал бы это все.


Какой же я был дурак! На полигоне я ощутил десятки раз (!) то, что никогда в реальной жизни не чувствовал и не дай бог почувствовать – то, что водитель чувствует за секунду до тяжкого ДТП или до гибели.


Машины все без шипов, на зимней резине: «Аudi А-4», «А-4 Quattro», то есть полный привод, кроссовер «Q-5» и «Toyota Yaris»


Первое упражнение - разгон до девяноста. Левая полоса дороги - сухой асфальт, правая – полированный лед! На спидометре 90, команда инструктора: «Стоп!» Бью изо всех сил по тормозу. И обалдеваю – машина замедляется, словно вся на сухом, идёт ровно, чуть, правда, рыскает, но автоматика компенсирует это сама. Делает и без меня. Совершенно неведомые ощущения!


Упражнение два - «лосиный тест», объезд неожиданного препятствия. Скорость 80, укатанный снег, команда «стоп!» - удар по тормозам и руль резко влево, потом вправо – едет! Объезжает! Слушается! И это противоречит всем моим сорока водительским годам – нереальные ощущения!


Продолжение в следующей программе. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


Загрузить ещё

Комментарии оскорбительного характера и с использованием ненормативной лексики, а также ссылки на сторонние ресурсы, не имеющие отношения к обсуждаемой теме, удаляются.

Авторадио не несет ответственности за содержание комментариев.

Голосовать за треки и добавлять их в избранное может только зарегистрированный пользователь.

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, если у вас еще нет аккаунта на сайте Авторадио. Это быстро.

Игорь Богданов
Сейчас в эфире
Добавь в друзья