Автоликбез

Авторская программа Юрия Гейко для братьев-автомобилистов, собратьев-пешеходов, а также для честных и профессиональных сотрудников ГИБДД

Юрий Гейко

Юрий Гейко

Авто-авторитет
Написать письмо автору

ПНВТСРЧТПТСБВС
07:508:2007:20
Время выхода программы в часовом поясе GMT +3 (Москва)
Сетка вещания по часовым поясам
21 июня 2013

Психология водителя. Почему обгоняют, подрезают и нарушают?

На западе недавно вышла книга Тома Вандербильта «Трафик. Психология поведения на дорогах». Да, она была издана с большой помпой - в 18 странах, попала в топ-лист New York Times и Washington Post, а я читал ее и никак не мог отделаться от ощущения, что это... «Автоликбез» по-западному.

Не подумайте, что я ревную – разве что к гонорарам – но честно - я завидую Вандербильду, из-за того, что он современнее меня и кое в чем конкретнее. Покажу на примерах. Том пишет:

«Быть участником дорожного движения – все равно, что выходить в интернет-чат под псевдонимом. Нас окружают люди, известные лишь никами - номерными знаками. В чатах все выглядят равными. Никто не отвечает за свои слова: посетители чатов не беседуют лицом к лицу, более того, они не ждут ответа на свой негативный комментарий. Они могут написать кому-то неприятное, а затем просто выйти из системы, оставив своего собеседника в бессильной злобе».

Об этом же самом в «Автоликбезе» я говорил, но, по-моему, гораздо слабее – воспроизвожу по памяти:

«Почему многие из нас, пренебрегая рядностью и очередью автомобилей, стоящих, скажем, на правый поворот, объезжая всех, лезут без очереди? Отлично ответил на этот вопрос мой коллега, ведущий программы «Право руля» Виктор Травин: «Люди за рулем почти не видят друг друга. Ведь никто в магазине не обойдет очередь и не встанет у самой раздачи? Почему? Да потому, что там – люди, лица, да и не пустят и в лоб можно получить». Вандербильд ответил точнее нас обоих.

Или еще – пишет Том:

«В одной программе канадского телевидения были показаны два водителя, ехавшие в одно и то же время по шоссе. Первого попросили как можно чаще перестраиваться из полосы в полосу, а второго – оставаться в одной и той же полосе.

Первый сэкономил всего 4 минуты в поездке, занявшей 80 минут, что вряд ли можно считать достижением. Наверняка стресс, связанный с перестроениями, отнял у водителя куда больше 4-х минут жизни».

Здесь мы американца опередили – помню такой же эксперимент по Садовому кольцу лет девять назад: 16 его километров один из нас летел, юля и перестраиваясь, а второй ехал в средней полосе. Разница вышла что-то около 17 минут при тех же 80 минутах движения. Но первый был на финише взмыленный, с дрожащими руками, а второй – как будто из-за стола офиса вышел.

Я, помню, тогда посетовал, что нервные клетки первого не восстановятся и не стоят они этих 17 минут. А сейчас я бы добавил, что пара «писем счастья», как минимум, ему обеспечена.

А вот в книге Тома руководство к действию нашим дорожным проектировщикам:

«Грамотно спроектированные круговые развязки могут уменьшить задержки на 65% по сравнению с перекрестками со светофорами или знаками», - эти слова Вандербильд доказывает примерами!

А у нас вы много видели грамотно спроектированных круговых развязок? Я – единицы.

А вот исследование на первый взгляд парадоксальное: «Во Франции были изучены данные по 13 тысячам корпоративных служащих за восемь лет. Оказалось, что недавний развод или расставание с партнером приводит к четырехкратному росту количества аварий».

Стресс, алкоголь, частые поездки в другой район на выходные, чтобы повидаться с детьми…- такие причины перечисляет Том, но тут же всех успокаивает тем, что – цитирую: «исследования в Новой Зеландии показывают, что люди, никогда не состоявшие в браке, имеют куда больше шансов попасть в аварию, чем разведенные».

Из этого я понял одно: если ты пережил тяжеленный развод, а такие часто бывают, – полгода-годик за руль не садись. А если развод стал свободой – да сколько угодно!

И - очень важный отрывок. Потому что у нас ни в институтах, ни в ГИБДД таких исследований не проводят:

В какой чудовищной зависимости растет риск погибнуть от повышения скорости: «При столкновении на скорости 80 км/ч вы имеете в 15 раз больше шансов погибнуть, чем при столкновении на 40 км/ч. Результаты меняются не линейно – риск увеличивается значительно быстрее скорости. Столкновение на скорости 55 км/ч на треть опаснее, чем на 50 км/ч.

Проведенное в Австралии исследование показало, что при средней скорости движения в 60 км/ч риск ДТП увеличивался вдвое при повышении скорости всего на 5 км/ч».

Вот. А это уже серьезно. Запомните эти… не цифры – этот закон.

Не скажу, что нашему автоликбезу нечем гордиться – есть. Том, например, не вывел формулу ИДЕАЛЬНОГО водителя, еще кое-что упустил. Но и поучиться у него есть чему – советую ее вам прочитать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


Загрузить ещё

Комментарии оскорбительного характера и с использованием ненормативной лексики, а также ссылки на сторонние ресурсы, не имеющие отношения к обсуждаемой теме, удаляются.

Авторадио не несет ответственности за содержание комментариев.