Автоликбез

Авторская программа Юрия Гейко для братьев-автомобилистов, собратьев-пешеходов, а также для честных и профессиональных сотрудников ГИБДД

Юрий Гейко

Юрий Гейко

Авто-авторитет
Написать письмо автору

ПНВТСРЧТПТСБВС
12:5012:5012:50
Время выхода программы в часовом поясе GMT +3 (Москва)
Сетка вещания по часовым поясам
2 сентября 2016

Выводим формулу "идеального водителя"

Без ложной скромности: эту формулу вывел ваш покорный слуга. И восемь лет назад впервые поделился ею с вами, друзья. Я озвучиваю ее в эфире примерно раз в три года. И буду продолжать, потому что это – самое главное. Настала пора и повторить, и усилить ее восприятие вами. Чтобы запомнили. И – задумались.


Понятно, что ничего идеального в мире не бывает. Но идеалы существуют для того, чтобы к ним стремиться. Где тот заветный путь, в конце которого – идеальный водитель? Может, это абсолютное владение автомобилем - на грани возможного? Как семикратный чемпион мира Шумахер? Или наоборот - владение им с постоянно большим запасом безопасности, как мой сосед по гаражу – Петрович? Он уникален тем, что за 40 лет за рулем не попадал в аварию ни разу!


Да, спортсмены владеют машиной, как частью собственного тела, да, они могут часами удерживаться на грани ее повиновения. Но даже чемпионы мира не владеют ситуацией, которая возникает вокруг машины, рядом с машиной, перед машиной. Во многих цивилизованных странах, существует и развивается так называемое двухфазовое обучение вождению автомобиля. Это когда не раньше, чем через полгода после получения прав, но не позже, чем через год-полтора, водитель проходит вторую фазу – это что?


В Норвегии второй фазой поначалу являлось нечто вроде наших курсов экстремального вождения. Там учили проходить повороты, выходить из заноса, тормозить качками, полицейские развороты и т. п. Скоро стали замечать, что аварийность… увеличивается! Так как у человека, заплатившего за «контраварийность» немалые деньги, самооценка навыков вождения часто повышается в большей степени, чем сами навыки: ах, я курсы кончил, пятьсот «баксов» отдал, мне теперь все нипочем! И тогда норвежцы сделали вторую фазу добровольной и платной, что-то около 35 евро за курс: они стали учить не как справляться с заносом, а как заноса избегать.


В США исследовали группу автоспортсменов из 447 человек, средний возраст 35 лет. Составили и вторую группу из обычных водителей и сравнили их аварийность. Оказалось, что у спортсменов выше процентов на 20 и аварийность, и средние скорости. Потому что у них другое отношение к безопасности, у них гораздо выше «планка риска».


В Финляндии учли печальный опыт Норвегии и ввели другое двухфазовое обучение: вторая фаза – тестирование на автодроме, но не вход и выход из заноса, а демонстрация и тренинг ощущения опасности. Примеры будут, а пока – финские результаты. Они поразили всех – у водителей-мужчин аварийность снизилась - у молодых, до 21 года – на 25 процентов, у мужчин старше – на 50. У женщин же все оказалось иначе. У девушек не старше 21 года аварийность снизилась всего на 16 процентов, а у женщин старше 21 года – она практически не изменилась! И этого никто не мог объяснить. Нет, они были не блондинки. Объяснила только моя жена – блондинка: «А мы, Гейко, - матери! И потому чувство ответственности у нас – не чета вашему! »


И еще. Наряду с тренингом по безопасности, широкое распространение получила за рубежом, особенно в последнее десятилетие, психологическая подготовка водителей. Это то, чего у нас нет вообще. Итак, что такое идеальный водитель? Слушайте внимательно! «Идеальный водитель это тот, который риск каждой секунды движения нейтрализует достаточным запасом безопасности». Препарируем эту фразу: «риск каждой секунды движения» - как научиться видеть этот риск? Как научиться прогнозировать опасность? Это первое. Второе - «нейтрализовать этот риск» - каким образом? Чем? Третье – «достаточный запас безопасности» - как понять, что запас безопасности – «достаточный»?


Эта формула на первый взгляд парадоксальна: тот водитель, который ездит хуже вас, потому что не умеет входить в заносы и выходить из них, как вы. Он не может за десять часов проехать тысячу километров, но у него лучше вашего развито чувство опасности. Он точнее вас оценивает степень риска, он объективнее, чем вы, свое мастерство оценивает и умеет вовремя противопоставить риску адекватную безопасность, - этот водитель лучше вас? Да, лучше!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


Загрузить ещё

Комментарии оскорбительного характера и с использованием ненормативной лексики, а также ссылки на сторонние ресурсы, не имеющие отношения к обсуждаемой теме, удаляются.

Авторадио не несет ответственности за содержание комментариев.